Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
«Европейская нормальность» Киева обязательна

Европейские СМИ о ситуации на Украине 29.05 – 4.-6.2014

© REUTERS / Kevin Lamarque Барак Обама и Бронислав Коморовский на празднованиях в честь 25-летия первых парламентских выборов в Варшаве
Барак Обама и Бронислав Коморовский на празднованиях в честь 25-летия первых парламентских выборов в Варшаве
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Внимание к украинскому кризису и событиям в этой стране было уделено некоторыми изданиями Германии, Франции, Испании, Швейцарии. Большая часть европейских изданий - особенно польских, в преддверии визита в Варшаву Барака Обамы – обсуждали, как и прежде, роль и влияние России, Евросоюза и США на ситуацию внутри и вокруг Украины.

«У сепаратистов больше оружия, чем людей»

Немецкая Die Zeit предоставила слово киевскому писателю Андрею Куркову, который, как и обычно, заявил, что «половина сепаратистов получают поддержку со стороны России», а остальные – преступники, грабящие города и поджигающие здания. При этом целью Владимира Путина являлась оккупация восьми регионов юго-востока вплоть до Одессы, но этот план провалился «из-за отсутствия широкой поддержки среди населения».

А на вопрос о том, сумеет ли Порошенко провести реформы и изменить страну, Курков ответил буквально следующее: «Да, если сумеет найти общий язык с политиками во всех регионах Украины. А также с другими олигархами – с Игорем Коломойским и Ринатом Ахметовым. От них во многом зависит, удастся ли реализовать реформы и изменить систему. Эти две фигуры - важнее, чем все правительство».

Вот, собственно, и вся украинско-европейская «демократия»: два олигарха и несколько политиков в регионах страны. Больше никого и не нужно…


Да, ещё Курков высказал мнение, что «у сепаратистов больше оружия, чем людей», которых всего-то тысяча. При этом, однако, заметил он, – «трудно сказать, сколько еще правительство сможет себе позволить вести наступательную операцию в Донбассе», чтобы вернуть контроль над регионом. Этому противоречила информация Петра Смоляра, который во французской Le Monde рассуждал о вариантах стратегии избранного президента Украины в условиях «эскалации кризиса» и о «борьбе с тысячами вооруженных людей».

Ситуация в Славянске


Испанская El Pais как раз посвятила статью Игорю Коломойскому, который «превратил Днепропетровск в плацдарм Киева для проведения силовой операции». Об украинской демократии газета рассуждать не стала, но устами одного из украинских политологов, не побоявшихся поговорить о «бароне», сообщила о причинах, побудивших бизнесмена превратить Днепропетровск в «бастион патриотизма»: «Во-первых, он не хочет рисковать бизнесом из-за нестабильности политической ситуации. Во-вторых, ему нужно занять выгодную позицию ввиду волны экспроприаций имущества людей из близкого окружения Януковича, которая грядет осенью».

«Европейская нормальность» Киева обязательна


Журналисты польской версии американского журнала Newsweek да и других польских СМИ были особенно эмоциональны в оценках России в связи с украинским кризисом, видимо в преддверии визита в Варшаву президента США. Разумеется, как и прежде, никакого серьезного анализа причин возникновения этого кризиса не приводилось. Просто заявлялось, что «Путин проиграл Украину», и выражалась надежда на то, что он «проиграет и Россию». А решения и действия новых украинских властей - это «начало пути Украины к европейской нормальности».

Четкую формулировку понятия «европейская нормальность» автор не дал, но вряд ли «нормальностью» можно считать карательную войсковую операцию против жителей собственной страны или практическую фальсификацию выборов президента 25 мая. Однако, выдавая желаемое за действительное, он указал, что «Сделав проевропейский выбор, украинцы показали не только, каким прекрасным и жизнеспособным проектом является объединенная Европа, но в первую очередь, как сильно оскорбляет их национальное достоинство членство в российском клубе авторитарных, коррумпированных, печальных, вечно постсоветских и лишенных перспектив образований». Эмоций – море, но кажется, что о результатах выборов в европейский парламент автор, Якуб Корейба, в тот день, 29 мая, еще ничего не знал…

А вот эстонский новостной портал Delfi.ee позволил себе публикацию весьма откровенного интервью главного редактора «Киевского телеграфа» Владимира Скачко. «Киев, увы, в массе своей оказался расово правильным сельским мегаполисом, зараженным ура-патриотизмом и национализмом самого низкого пошиба. Большинство киевлян в первом поколении считают, что «с сепаратизмом юго-востока» нужно бороться силовыми методами», – отметил Владимир.

По его мнению, «люди, скорее, боятся не «агрессии России», а стали жертвами разнузданной русофобской пропаганды всех расово правильных СМИ, особенно – тупого и безапелляционного телевидения».

«Запад не боится Путина»

Так заявила польская газета Rzeczpospolita в преддверии визита Барака Обамы. Вообще не только польские, но и многие другие европейские издания продолжали пугать – и небезуспешно – население Европы «агрессивностью» России и её лидера Владимира Путина. При этом газета уверяла, что «вопреки московской пропаганде, у Запада нет серьезного интереса к Украине, и он охотнее всего дал бы оттуда стрекача».

Хотелось бы в этой связи получить у автора ответ на простой вопрос: если Евросоюз не считает Украину сферой своих интересов, тогда зачем он включил эту страну в «Восточное партнерство»? Но – нет ответа…

ЕС было, оказывается, «сложно не поддержать протестующих на Майдане, поскольку те выступали с европейскими лозунгами», поэтому он и ввязался. А Москва использовала симпатии к России (есть, значит, такие симпатии!), инициируя в восточных регионах протесты против новых киевских властей. И напала на Украину, и захватила Крым!

Газета, правда, признает, что Польша - пока не главная в Евросоюзе: «Во-первых, наша восточная политика вновь расходится с политикой, которую реализует Запад. У Варшавы здесь практически нет поля для маневра. С одной стороны, нам следует предотвратить поглощение Украины Россией, но с другой - мы не способны эффективно этому противостоять».

Но это её не устраивает: «Крымский урок показал, как много предстоит нам еще сделать, чтобы в полной мере стать частью Запада». С логикой у автора - совсем плохо, ведь только что было признано, что «наша восточная политика вновь расходится с политикой, которую реализует Запад». А, может быть, наоборот, с логикой – всё в полном порядке, Польше надо просто не идти на поводу у «старших европейских товарищей», а устанавливать правила в ЕС, а Вашингтон – поможет.

Барак Обама на встрече с главами государств Центрально и Восточной Европы в Варшаве


Характерна в этой связи реакция польских изданий на выступление хозяина Белого дома в Варшаве 3 июня: «В эти дни Варшава вновь, как 25 лет назад, когда первые частично свободные выборы изменили ход истории, стала политической столицей мира». Во как – столица мира, наконец-то...

Вообще СМИ Польши и стран Прибалтики распространяют в Европе невероятно панические настроения в связи с «российской угрозой». И эта истерика нравится  хозяевам НАТО в Вашингтоне. Они эти настроения поощряют. Образ врага очень нужен, когда необходимо увеличить расходы «на оборону» или на то, чтобы успокоить истеричных союзников…

Автор французской Le Monde выразил уверенность, что «при виде подъема России Польша идет на сближение с США». Поэтому поляки решили дать старт собственной программе, которая предполагает кардинальное переустройство их оборонной стратегии. В отличие от других европейских стран («наша восточная политика вновь расходится с политикой, которую реализует Запад»!), Польша намеревается потратить на модернизацию армии 34 миллиарда евро в течение десяти ближайших лет.

Примечательно – в связи с паникой польских и прибалтийских медиа – интервью генерала Ханс-Лотара Домрезе, главнокомандующего Объединенными силами НАТО в Брюнсуме (Нидерланды) швейцарской газете Neue Zuercher Zeitung, в котором он вполне спокойно заявил «Я не думаю, что Россия атакует НАТО».

Любопытны в этом интервью комментарии генерала по поводу ситуации в Афганистане, где «НАТО сейчас отводится роль «второго водителя», после которых он вновь возвращается к Украине с рассуждениями о «ядерном сдерживании» России. И вдруг напоминает, что «НАТО – оборонная организация». В этой тесной связи с Афганистаном сразу возникает вопрос – к сожалению, не у автора интервью (да и понятно – уволят ведь…) – когда Афганистан напал и на кого из членов НАТО?

Информационная война с Россией

К 2 июня автор польского Newsweek, все тот же Якуб Корейба, всё-таки прочувствовал результаты выборов в европейский парламент и разразился ещё более эмоциональной статьей в адрес «российских неоимперских консерваторов, преобладающих сейчас во властных московских верхах», которые «с надеждой смотрят на поднимающуюся в Европе коричневую волну» националистических антиевропейских настроений.


По его мнению, «Россия проигрывает Европе почти на всех фронтах – в политической, экономической и культурной сферах, превращаясь в застойую периферию современного мира. Она совершенно не привлекательна в цивилизационном плане ни для собственных жителей (тех, кто бывал где-нибудь кроме своего колхоза, и может сравнивать), ни для соседей (что по очереди продемонстрировали Грузия, Молдавия и Украина)».

Видимо, автор очень много работал и давно не покидал своего польского хутора или никогда не отдыхал на курортах Испании, Греции, Таиланда, Турции, Египта, многих других стран, где во многих пятизвездочных отелях объявления для туристов пишут сначала по-русски, а потом по-английски. И реже – на немецком и французском. На польском – никогда… А западноевропейские туристы, глядя на заполонивших территории этих отелей россиян, грустно вопрошают: «А почему же в наших СМИ все говорят и пишут, что русские живут плохо»?

В тот же день литовский историк Альгимантас Каспаравичюс высказал мнение в эфире радиопередачи «Вопрос дня» о том, что желание Литвы искать врагов – это признак слабости государства, который показывает политическую и культурную незрелость страны. По его мнению, так себя вела сталинская Россия, позже Гитлер, затем небольшие авторитарные режимы в Центральной Европе.

Историк уверял, что поиск врага можно назвать определенным признаком шизофрении: страна не находит способы и формы, которые помогли бы организовать процесс, и именно тогда начинают искать врагов. Но так безопасность государства не укрепишь. «Чем больше врагов мы ищем, тем меньше остается безопасности», – отметил он.