Определенная часть народа Сирии, где не прекращающаяся почти три года гражданская война привела к гибели более 150 тысяч человек и потере миллионами сирийцев своих домов, пошла на избирательные участки, чтобы выбрать президента, который будет управлять страной в ближайшие семь лет. Премьер-министр Сирии Ваэль аль-Халки назвал день выборов «историческим» для его страны. Внимание мировой общественности привлекло то, что миссию международных наблюдателей выполняли представители из Северной Кореи, Ирана и России — стран, которые, как известно, поддерживают режим Асада. Кроме того, известно, что выборы не проводились в зонах ожесточенных боевых действий, и голосование осуществлялось лишь в ограниченной части страны.
Хотя на момент написания этой статьи официальные результаты выборов еще не обнародованы, предполагается, что на выборах с большим отрывом победит действующий президент Сирии Башар Асад, который в 2000 году пришел к власти после смерти своего отца Хафиза Асада и снискал одобрение мирового сообщества благодаря проводимым в первые годы своего правления реформам. Однако из-за прекращения реформ в последующие годы и, прежде всего, жесткой позиции накануне гражданской войны в Сирии на Башара Асада обрушился шквал критики.
Несмотря на то, что исход выборов очевиден, в Сирии впервые за долгие годы допускается соперничество различных кандидатов в борьбе за пост президента. Конкурентами Башара Асада выступают депутат Махер Хаджар и бывший министр Хасан Абдалла аль-Нури. Сирийский активист по защите прав человека Мустафа Хаид убежден, что эти лица являются не более чем фиктивными кандидатурами: «Они словно манекены в витринах. Один из них даже говорил: „Наш лидер — Асад, я буду поступать так, как поступал и будет поступать Асад“. В содержании их предвыборных программ также нет ничего оппозиционного в отношении Асада. Они подчеркивают, что следуют одной линии. Они не создают никаких условий для того, чтобы избиратели отдали голоса в их пользу».
Национальная коалиция оппозиционных и революционных сил Сирии, в состав которой входят противники режима, также подчеркнула, что в стране идут «фальсифицированные» выборы. Глава поддерживаемой западными странами коалиции Ахмад аль-Джарба призвал сирийцев бойкотировать выборы: «Хотя количество урн для голосования достигает числа ракет, обрушившихся на головы избирателей, мясник не может быть легитимным президентом... Демократия не может быть построена на черепах грудных детей и бездыханных телах народа». В отношении президентских выборов в Сирии генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен использовал выражение «фарс». Отвечая на связанный с данной темой вопрос накануне заседания министров обороны НАТО, Расмуссен отметил, что выборы не соответствуют никаким международным стандартам: «Выборы не являются свободными, справедливыми, прозрачными».
Конечно, утверждать, что президентские выборы в Сирии прошли в здоровой и демократической атмосфере, невозможно. Очевидно, что их проведение выполняло функцию политической пропаганды, нацеленной на демонстрацию народной поддержки режима Асада. Ведь половину страны режим сегодня не контролирует, а гражданская война продолжается с крайней ожесточенностью. Поэтому ожидать, что выборы принесут в Сирию стабильность и мир, — значит предаваться фантазиям.
По всей видимости, в Сирии еще долго будет сохраняться патовая ситуация. Однако, судя по оценкам военных экспертов, нельзя игнорировать тот часто озвучиваемый факт, что в последние месяцы преимущество переходит на сторону режима.
Ожидается, что победу на проведенных в Сирии выборах с очевидным отрывом одержит Башар Асад. Однако основная проблема для сирийского лидера — триумф не на выборах, а победа в войне. Это главный вопрос, который определит его политическое будущее.