То, что в момент создания Евразийского экономического союза была поднята Карабахская проблема, конечно, имеет свои сегодняшние, актуальные и «тактические» причины. Но вполне вероятно, что в глубине лежит особенность евразийской идеологии, о чем вроде никто особенно и не говорит.
Как экономическая единица, Евразийский союз, конечно, будет действовать крайне неэффективно. Для экономической эффективности необходима транспарентность и на национальном, и на международном уровне. Когда в трех странах-учредителях и двух – претендентах экономика работает по принципу «черного нала» и царят «таежные законы», процветает коррупция, то при отсутствии обмена точной информацией серьезного сотрудничества не получится. Как и внутри наших стран, Таможенный и Евразийский союзы будут действовать не по писаным, а по неписаным законам.
Иное дело евразийская идеология, которая возникла в 1920-е годы в российской эмигрантских кругах в Европе, состоящих из антилиберальных, националистических и антисемитских элементов. Последние 3-4 года президент РФ Владимир Путин неоднократно прямо и косвенно ссылался на эту идеологию, которая, кстати, довольно созвучна с взглядами набирающих в той же Европе силу национал-популистов.
Своими корнями евразийство уходит в словянофильство, которое было распространено в России в XIX веке. Безусловно, в этом течении есть и рациональные идеи. Например, то, что не существует столбовой дороги цивилизации, где один является ведущим, а другой – ведомым, и, следовательно, последний непременно должен пытаться догнать идущих впереди. Согласно этой идеологии, цивилизационное развитие представляет из себя не одну единственную дорогу, а поле, на котором человечество должно испробовать все пути. Понятно, что радикальное применение этой концепции логически приведет к изоляционизму и противопоставлению всему миру.
Однако наряду со здоровыми идеями, евразийство имеет такие черты, на которые нам, армянам, следует обратить внимание. В отличие от славянофилов, евразийцы считают, что им – русским, ближе исторически связанная с русскими культура туранских народов, чем западных славян – чехов и поляков. Русский философ Николай Бердяев по этому поводу пишет: «Евразийцы любят туранский элемент в русской культуре. Иногда кажется, что близко им не русское, а азиатское, восточное, татарское, монгольское в русском. Чингис Хана они явно предпочитают Св. Владимиру. Для них Московское царство есть крещеное татарское царство, московский царь – оправославленный татарский хан».
Случайно ли после всего этого то, что движущей силой создающегося Евразийского союза является Казахстан – союзник Турции и Азербайджана? И возможно ли в этом контексте, чтобы этот союз был настроен дружелюбно к Армении и Арцаху?
В заключение еще одна цитата из Николая Бердяева: «Евразийство есть, прежде всего, направление эмоциональное, а не интеллектуальное, и эмоциональность его является реакцией творческих национальных и религиозных инстинктов на происшедшую катастрофу (Октябрьскую революцию – прим. автора). Такого рода душевная формация может обернуться русским фашизмом».