Rzeczpospolita: Варшавское руководство решило не возвращать памятник советско-польскому братству по оружию на Виленскую площадь до выборов в местные органы власти. Оппозиция говорит, что оно боится скандала. Поляков на самом деле так сильно волнуют вопросы исторического толка?
Антони Дудек (Antoni Dudek): У нас есть меньшинство, которое считает историю очень важной, и большинство, которому она безразлична. Конечно, когда происходит какое-то важное событие или распиаренная СМИ годовщина, интерес к прошлому возрастает, но это отдельные случаи. Устойчивый интерес к истории концентрируется в рядах группы, размер которой я бы оценил в треть населения.
— Почему руководство Варшавы прислушалось внезапно к мнению этого меньшинства?
— Это эффект крымского кризиса и российской агрессии на Украине. Долгие годы мнение, что нам следует завершить ликвидацию исторического наследия зависимости Польши от Советского Союза, воспринималось как проявление фанатизма или, по меньшей мере, как крайне неудобная с точки зрения польско-российских отношений позиция. Но украинские события изменили наш подход к этой теме. Многие из тех, кому подобные голоса казались раньше проявлением русофобии, признают сейчас, что ошибались, а некоторые даже сами начали говорить этим языком.
— Можем ли мы в связи с украинским кризисом ожидать ликвидации советских памятников и в других польских городах?
— Я надеюсь, что эта перемена в общественном настроении будет устойчивой, и в итоге нам удастся воплотить в жизнь много разумных идей. Было бы хорошо, чтобы памятник братства по оружию действительно не стали возвращать в варшавский район Прага, а перенесли на кладбище-мавзолей советских воинов. Его место там.
— Почему этот монумент был возведен в центре города, а не на кладбище?
— Советские памятники ставились в таких местах, чтобы специально показать, кто тут всем управляет, благодаря кому Польша вообще существует. Дело не в русофобии или желании уничтожить любые воспоминания о пребывании Красной армии в Польше: наоборот, мы должны об этом помнить и много об этом говорить. Однако если мы не переносим эти монументы из центра городов, мы в каком-то смысле соглашаемся с дикурсом, который стоял за их возведением в этом месте. Это всего несколько сотен объектов на всю страну, так что их перенос на кладбища вполне осуществим, и мы должны это сделать невзирая на протесты российской стороны. С момента освобождения от советского доминирования прошло уже 25 лет, пора наконец разобраться с этой проблемой.