Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Жестокое господство сепаратистов

На востоке Украины с применением насилия господствуют пророссийские сепаратисты. Виктория Матющенко пережила это. Ее муж и сын были похищены. История опасного побега.

© РИА Новости Михаил Воскресенский / Перейти в фотобанкЗдание милиции в Краматорске, находящееся под контролем сторонников федерализации
Здание милиции в Краматорске, находящееся под контролем сторонников федерализации
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Для Виктории Матющенко террор начался 14 мая. 39-летняя женщина находилась вместе со своей матерью и младшим сыном Кириллом в гостиной, как вдруг входную дверь выбили мужчины в масках, камуфляже, с автоматами в руках и ворвались в квартиру. «Они провели обыски во всей квартире, взяли ноутбук, мобильные телефоны и фотоаппарат», — рассказывает Матющенко.

Для Виктории Матющенко террор начался 14 мая в 16:30. 39-летняя женщина находилась вместе со своей матерью и младшим сыном Кириллом в гостиной, как вдруг входную дверь выбили мужчины в масках, камуфляже, с автоматами в руках и ворвались в квартиру. «Они провели обыски во всей квартире, взяли ноутбук, мобильные телефоны и фотоаппарат», — рассказывает Матющенко.

Час спустя с работы возвращался муж Виктории Максим. Сепаратисты схватили 39-летнего мужчину у входа в квартиру, запихнули в черную машину без номеров и увезли в неизвестном направлении. Сейчас Матющенко находится в офисе киевской организации по делам беженцев «Восток-SOS» и рассказывает о том, как его семья выжила в зоне боевых действий.

Армия окружила Славянск и Краматорск и отрезала два города от внешнего мира. В промышленный регион больше не ходят ни поезда, ни автобусы. В Славянске нарушено обеспечение водой. На фотографиях видно, как сотни жителей города стоят с ведрами в очереди у водовозов.

Даже посты в соцсетях опасны


«Люди больше не выдерживают войны и хотят только выбраться отсюда», — говорит Наталья Удовенко, сотрудница «Восток-SOS». Многим удается выехать в Харьков или Днепропетровск. Другие бегут в Львов, Полтаву, Черкассы или Киев. Жители восточной Украины могут связаться по горячей линии с организацией «Восток-SOS». «Мы по своей базе данных ищем квартиры», — говорит Удовенко. Некоторые украинцы выразили готовность принять в своих домах беженцев и передали свои адреса организации.

Матющенко говорит, что украинская армия забрасывает позиции сепаратистов гранатами и попадает также в жилые дома. «Мирные жители оказываются между двух фронтов», — говорит инженер. Жителей города терроризируют и сепаратисты. Пророссийских ополченцев в окруженных городах, по всей видимости, поддерживают спецслужбы, которые преследуют инакомыслящих.

Они, рассказывает Матющенко, обратили внимание не на ее мужа, а на их старшего сына, на его «преступление». 17-летний молодой человек в ноябре принимал участие в демонстрациях на Майдане в Киеве. На своей странице ВКонтакте он выложил фотографии с протестов на Майдане. Кто-то из его одноклассников сдал школьника милиции. Сепаратисты без труда нашли адрес семьи, ведь они контролируют и паспортный стол в Краматорске.

Читайте также: Коридор жизни

Горящие баррикады в Краматорске

Белая национальная рубашка — символ нацизма

Каждый человек, не поддерживающий повстанцев, является фашистом. Такова логика пророссийских сепаратистов. В шкафу у Матющенко нашли вышиванку, национальную вышитую рубашку, которая распространена также в Белоруссии, России и в прибалтийских странах. «Это символ национал-социализма», — прорычал один их мужчин в квартире Матющенко.

Неизвестно, сколько именно людей покидают восточную Украину. С начала конфликта из Донецкой и Луганской области бежали 2000 человек, отметило Министерство социальной политики. Государственная миграционная служба сообщает о 5000 беженцах. «В нашей базе данных — 1500 беженцев», — говорит активистка «Восток-SOS» Удовенко. Более 700 человек бежали в Ростовскую область в Россию, сообщает областное управление на своем сайте. «Некоторые бегут также в Крым», — говорит Удовенко.

Виктория Матющенко расположилась вместе с семьей в небольшом городке неподалеку от Киева. Теперь блондинка в черной футболке пытается получить поддержку от государства. «Это тяжело, потому что изгнанные люди считаются не беженцами, а украинскими гражданами», — объясняет активистка Удовенко. Чтобы люди могли сводить концы с концами, «Восток-SOS» помогает в поиске работы, например, «водителем такси, учителем иностранных языков или программистом», продолжает 28-летняя девушка.

Матющенко сидит на кухне офиса «Восток-SOS» и вспоминает об испытании, которое пришлось пройти ее семье. После того как был похищен муж, ей звонили сепаратисты, говорили, если она хочет, чтобы муж остался в живых, ее сын Даниил должен пойти в милицию в Краматорске.

Бегство на машине опасно

Школьник сам направился в руки повстанцев. «Я думала, что никогда больше не увижу мужа и сына», — говорит Матющенко. Женщина случайно встретила на дороге одного влиятельного коллегу, которому удалось убедить сепаратистов отпустить заложников. «Моего мужа били, он еле-еле мог стоять на ногах, — говорит Матющенко. — С сыном было все хорошо».

На следующий день семья выехала на автомобиле из Краматорска. «Это было опасно, потому что нас знали и лицо моего мужа было все в синяках», — говорит Матющенко. Из-за продолжающихся боев трудно покинуть регион.

Президент Украины Петр Порошенко на прошлой неделе заявил, что армия планирует открыть коридор для беженцев. Пока что люди, рискуя жизнью, покидают зону боевых действий. Из Славянска люди пешком отправляются в расположенный в 170 километрах Харьков, прячась по пути в лесу, сообщает газета «Сегодня». Бегство на автомобиле также рискованно, потому что машины могут быть конфискованы на блокпостах милицией.

Семье из Краматорска повезло. «Когда мы доехали до блокпоста и увидели украинский флаг, я выдохнула», — говорит Виктория Матющенко. Следующее испытание семье еще только предстоит — построить новую жизнь.