Билл и Хиллари Клинтон уже давно выступают в поддержку налога на наследство — они ведь не хотят, чтобы в США доминировали крупные состояния, получаемые по наследству. Однако это вовсе не означают, что они сами желают выплачивать этот налог.
Чтобы хоть как-то снизить сумму выплат по данному налогу, чета Клинтонов применяет стратегии финансового планирования, которые обычно используют 1% самых богатых американских граждан. Подобные средства, к которым у нас обычно прибегают мультимиллионеры, помогут вывести часть недвижимого имущества Клинтонов из-под налога на наследство.
По данным финансовой отчетности федерального уровня и местного реестра недвижимости, в 2010 году Клинтоны учредили трасты на недвижимость, т.е. QPRT-трасты (имеется в виду «траст в обмен на льготное право личного проживания» (QPRT-траст) — одна из разновидностей траста, позволяющая владельцу жилища, передать права владения этим жилищем в обмен на право проживания в нем в течение обусловленного срока на условиях льготного налогообложения — прим. перев.), в которые они перевели в 2011 году свой дом, расположенный в Нью-Йорке.
Одно из достоинств таких трастов заключается в том, что объект недвижимости оценивается не по полной стоимости. А это, по мнению Дэвида Слоана (партнера из бостонской Holland & Knight LLP), позволяет Клинтонам сэкономить при выплате налогов на наследство сотни тысяч долларов.
«Цель действительно состоит в том, чтобы попытаться вывести недвижимость из-под налогообложения. Именно этого они и хотели, — сказал Слоун. — А после их смерти некоторые активы с точки зрения бухучета перейдут в разряд необлагаемых налогом».
Пристальное внимание финансам четы Клинтон стали уделять у нас в тот самый момент, когда Хиллари Клинтон колесила по стране со своей книгой «Трудный выбор». В интервью ABC television она заявила о том, что у супругов, после того как в начале 2001 года они покинули Белый дом, «карманы пусты», и оба, мол, пребывают в долгах. Критикам эти слова не понравились, после чего Хиллари Клинтон заявила в программе ABC «Доброе утро, Америка» о том, что финансовые трудности американцев ей хорошо понятны.
Ограничение налоговых льгот
Проиграв в 2008 году Бараку Обаме при выдвижении на пост президента от Демократической партии, Хиллари Клинтон в настоящий момент раздумывает, стоит ли ей в 2016 году снова выдвигать свою кандидатуру.
Читайте также: Еще одна президентская кампания Клинтон?
Во время предыдущей президентской кампании Клинтон настаивала на том, чтобы увеличить налог на наследство для богатых людей; с этой целью следует ограничить налоговые льготы для физических лиц суммой в 3,5 миллиона долларов и установить максимальную ставку налога в размере 45 процентов (данную политику до сих пор поддерживает Обама). Но Конгресс — а вместе с ним и склоняющийся к компромиссу Обама — решил пойти в другом направлении. И теперь для физических лиц сумма освобождения от налога составляет 5,34 миллиона долларов.
«Так уж исторически сложилось, что налог на наследство являлся составной частью нашего фундаментального убеждения в том, что у нас должна быть меритократия», — заявила Хиллари Клинтон в декабре 2007 на встрече с инвестором и миллиардером Уорреном Баффетом, который выступает в поддержку налогов на наследство и с помощью сумм, направляемых на благотворительность, уменьшает свою налогооблагаемую базу.
«Унаследованные богатство»
Если не будет налога на наследство, сказала Хиллари Клинтон, то в нашей стране станут «доминировать унаследованные крупные состояния».
Ник Меррилл, пресс-секретарь Хиллари Клинтон, сообщил по электронной почте, что финансы обоих супругов — это «открытая книга». При этом он не ответил на дополнительные вопросы об их финансах, а также о нынешнем отношении госпожи Клинтон к налогу на наследство.
В документах округа Винчестер значатся двое советников по имущественному планированию: Линда Хиршсон из Greenberg Traurig Hirschson LLP (Нью-Йорк) и Рорри Грегорио из Marcum LLP (Нью-Йорк). Оба специализируются на недвижимости и налоговом планировании для очень состоятельных семей; ни один из них пока что не дал каких-либо комментариев.
Клинтоны последовательно выступали за увеличение налогов на доходы и недвижимость самых богатых американцев, несмотря на то, что за последнее десятилетие оба супруга, благодаря своим платным лекциям и гонорарам за книги, уже переместились в высшие слои самых состоятельных американцев.
Судя по налоговой отчетности, поданной Хиллари Клинтон в 2013 году после того, как она освободила пост госсекретаря, в конце 2012 года состояние супругов оценивалось в диапазоне от 5,2 миллионов долларов до 25,5 миллионов долларов.
В эту сумму не включена стоимость их домов, расположенных в Вашингтоне и в Чаппакуа (штат Нью-Йорк), всевозможные накопления после 2012 года, а также те активы, которые были переданы по договору дарения их дочери Челси, которая в конце нынешнего года, как ожидают, должна осчастливить их первым внуком.
Чистая стоимость активов
Супруги Клинтоны обозначили (правда, в широком диапазоне) чистую стоимость всего их имущества, как того требуют федеральные правила раскрытия финансовой информации от представителей администрации. Основная часть активов супругов — от 5 миллионов долларов до 25 миллионов долларов — содержалась на одном из счетов в JPMorgan Chase & Ко. (JPM). По состоянию на 2010 год у них имелось два счета в JPMorgan, при этом чистая стоимость активов составляла 50 миллионов долларов.
Также по теме: Обложите меня вашим гребаным налогом, ради всего святого!
После того, как Хиллари Клинтон в возрасте 66 лет покинула свой пост в администрации, она стала выступать с лекциями и участвовать в различных мероприятиях, получая за это гонорары в размере сотен тысяч долларов. Согласно финансовой отчетности своей супруги, Билл Клинтон в возрасте 67 лет тоже выступает с платными лекциями и принимает участие в прочих мероприятиях; только в октябре 2012 года он получил по 200 тысяч долларов за каждое из них от Vanguard Group Inc. и Deutsche Bank AG.
В 2000 году, в бытность свою президентом, Билл Клинтон наложил вето на предложение об отмене налога на наследство, хотя при этом и поддержал менее значительные изменения, направленные на то, чтобы смягчить потенциально негативные последствия этого налога для семейных предприятий и фермерских хозяйств.
«Возьмите и решайте их»
«Если вы серьезно хотите решить проблемы, связанные с налогом на наследство, тогда возьмите и решайте их, — заявил Клинтон 31 августа 2000 года. — Но при этом мы должны руководствоваться принципами финансовой ответственности и справедливости».
Его преемник Джордж Буш подписал закон, который понижал ставку налога на наследство и должен был отменить его к 2010 году. Срок действия данного закона истекал 31 декабря 2010 г. Если бы не действия Конгресса, то ставку налога увеличили бы, а сумму освобождения от налога — снизили.
В конце 2010 года Конгресс США установил для физических лиц сумму пожизненного освобождения по налогу на дарение в размере 5 миллионов долларов (предыдущая сумма составляла 1 миллион долларов). Законодатели также объединили эту налоговую льготу с налогом на наследство, так что при этом активы, передаваемые по договору дарения при жизни дарителя, включаются в сумму освобождения по налогу на наследство.
Считалось, что данные правила перестанут действовать в конце 2012 года; при этом, судя по всему, появлялась возможность единовременно воспользоваться налоговыми льготами при совершении дарения. Правда впоследствии налоговая политика качнулась в другую сторону.
Перевод в трасты
Чтобы воспользоваться льготным режимом, в 2011 и 2012 годах многие из самых богатых семей перевели денежные средства из недвижимости в трасты.
По данным Налогового управления США, в 2012 году американские налогоплательщики получили в качестве дохода 122 миллиардов долларов благодаря тому, что имущество, передаваемое в порядке дарения, не облагалось налогом; эта цифра более чем в четыре раза превосходит значения за каждый из двух предшествующих лет.
В январе 2013 года Конгресс США отменил дату истечения срока налоговых льгот и продолжил их индексацию с учетом инфляции. Теперь эта сумма составляет 5,34 миллиона долларов для одного физического лица и 10,68 миллиона долларов для супружеской пары.
Читайте также: Кругман - США устанавливают новые рекорды неравенства
Совершая дарение, физические лица пользуются льготами по налогу на наследство с помощью методов, позволяющих перевести существенную часть своей недвижимости в категорию необлагаемой налогом недвижимости. По мнению Слоана, именно это, по-видимому, и сделали супруги Клинтоны: они использовали одну из разновидностей траста, известную как «траст в обмен на льготное право личного проживания» (QPRT), с помощью которого стоимость дома можно для целей налогообложения недвижимости понизить.
«Понижение» стоимости
«Вы пытаетесь некоторым способом уменьшить стоимость объекта, который передаете другому лицу», — продолжает Слоан. Согласно окружному реестру учета недвижимости, супруги Клинтоны разделили свое право владения домом на две отдельные и равные доли (по 50% акций), а затем поместили эти акции в трасты.
У этого юридического маневра есть несколько потенциальных преимуществ, скажем, такое: после учреждения траста любая оценка стоимости дома будет идти отдельно от этого недвижимого имущества. Кроме того, Налоговое управление США будет оценивать дом по более низкой стоимости.
Помимо этого, разделение недвижимости на две равные части тоже позволяет снизить стоимость этой недвижимости, поскольку частичное право собственности на неразделенный дом и полное право собственности на него ведут к разным финансовым последствиям.
Налоговые декларации
Мы не сможем узнать, какова стоимость дома, заявленная Клинтонами, пока не увидим в налоговой декларации сумму налога на дарение. В прошлый раз их налоговая декларация появилась во время президентской кампании Хиллари Клинтон.
В 1999 году супруги приобрели дом за 1,7 миллиона долларов. На сегодняшний день его ориентировочная стоимость (определенная для целей местного налога на имущество) составляет 1,8 миллиона долларов, а стоимость дома Клинтонов в Вашингтоне оценивается в 5 миллионов долларов.
QPRT-трасты предусматривают конкретный срок действия, по окончании которого имущество переходит к бенефициару. После этого, Клинтоны имеют право выплачивать арендную плату новому владельцу и продолжать жить в этом доме — это еще один способ снизить стоимость недвижимого имущества, благодаря отделению активов от недвижимости.
Для того, чтобы полностью отделить данный актив от недвижимого имущества, Клинтонам придется переждать срок действия траста. Для максимального снижения стоимости недвижимости, QPRT-трасты обычно учреждаются на срок от 10 до 15 лет.
Учреждение двух отдельных трастов позволяет Клинтонам равномернее распределить риски. Супруги могут установить различные сроки действия для каждого из трастов, и если один из этих трастов будет ликвидирован, то это никак не коснется второго траста.
Кроме того, в 2010 году Клинтоны учредили траст по страхованию жизни, который, по словам Слоана, может помочь покрыть расходы по налогам на недвижимость. Согласно финансовой отчетности, в 1996 году супруги уже учредили отдельный траст по страхования жизни, который действует по сей день.
По мнению Кена Брайера, адвоката из Нидема, шт. Массачусетс, который специализируется на налоге на недвижимость, перечисленные выше меры являются «довольно обычным» способом планирования, которым пользуются те, кто должен выплачивать налог на наследство.
«Если вы — Клинтоны и живете в аквариуме, то лучше не пытайтесь экспериментировать с современными методами [налогового] планирования», — добавил он.