В Латинской Америке, и в первую очередь Южной Америке, идут интенсивные интеграционные процессы. Возможно, недальновидные люди, которые замечают в нашем регионе лишь полярные идеологические тенденции, подвергнут это утверждение сомнению. Но следует заметить, что идут глубинные процессы, направленные на установление более тесного сотрудничества всех латиноамериканских стран в XXI веке.
В течение первой недели апреля делегация Содружества государств Латинской Америки и Карибского моря (CELAC), состоявшая из представителей Кубы, Коста-Рики и Эквадора, провела важные переговоры в Пекине. Их целью было согласование повестки дня недавно созданного Форума CELAC-Китай, первое официальное заседание которого должно состояться в июле в Бразилии, сразу после встречи высших руководителей Бразилии, России, Индии, Китая и Южно-Африканской Республики.
В апреле в эквадорской столице Кито собрались делегаты из Аргентины, Бразилии, Боливии, Перу, Суринама, Уругвая и Венесуэлы, чтобы обсудить открытие южноамериканской Военной академии, которая воплотила бы в себе концепцию региональной обороны, исключающую иностранное вмешательство и гегемонию.
Несмотря на эти факты, находятся люди, отрицающие саму возможность единения Латинской Америки и утверждающие, что установление более тесных связей между атлантическими и тихоокеанскими странами, лишено смысла. В связи с этим многие журналисты задают следующий вопрос: «Вместе с Мексикой, Перу и Колумбией Чили вошла в Тихоокеанский союз, созданный в противовес Южноамериканскому общему рынку (Mercosur). Так ли это?». Разумеется, нет. Однако, необходимо разработать предельно ясный и однозначный стратегический подход. Мы в Латинской Америке можем тяготеть как в сторону Атлантики, так и Тихого океана, что является положительным моментом с учетом происходящего переустройства мира. Кроме того, поскольку мы находимся в середине, наши инициативы следует координировать, чтобы максимально использовать представляющиеся возможности.
С одной стороны, нас связывает многовековая история с Атлантическим океаном, у нас тесные экономические связи с Африкой, Европой и Средиземноморьем. С другой стороны, через Тихий океан мы поддерживаем отношения с такими экономическими державами, как Япония, Китай и Ассоциацией стран Юго-Восточной Азии, а также с Австралией и Новой Зеландией. Перед Латинской Америкой открываются невиданные исторические возможности, поскольку она находится на перекрестке маршрутов, идущих из Атлантики и Тихого океана. И эти возможности требуют от всех стран, омываемых водами обеих океанов, максимально координировать свои действия именно сейчас.
Все это вновь ставит во главу угла интеграцию, то есть то, о чем столько говорилось за всю историю нашего существования как независимых государств. Только благодаря интеграции на уровне всего континента мы сможем добиться того, чего не удалось добиться с помощью многих региональных усилий, которые предпринимались в прошлом. Другие общественные силы —предприниматели, профсоюзные деятели, работники искусств, учащиеся - гораздо быстрее осознали необходимость интеграции, чем сами главы государств. Чили, государство, расположенное на побережье Тихого океана, вкладывает крупные средства в Бразилию и поэтому может считаться также и атлантическим государством. За последние годы Чили инвестировала в Бразилию более 24 миллиардов долларов, создав в этой стране десятки тысяч рабочих мест в таких областях, как производство целлюлозы, бумаги, электроэнергии, информационные технологии, химическая и металлургическая промышленность. Помимо чилийских, в Бразилии также работают аргентинские, перуанские, колумбийские и мексиканские предприятия, обеспечивающие растущие потребности 200-миллионого населения страны.
С другой стороны, следует отметить, что Бразилия и Аргентина, помимо взаимных инвестиций, оказывают содействие в осуществлении ряда промышленных и инфраструктурных проектов в других странах континента. Например, до 2006 года в Колумбии работали только две бразильские компании, а сейчас их число достигло 40. В Чили действуют 70 бразильских предприятий, а в Перу — 44. Ко всему этому следует добавить присутствие южноамериканских стран в Центральной Америке и бассейне Карибского моря, где они инвестируют в новые промышленные мощности, финансируют строительство портов, аэропортов, дорог и метро.
Тихоокеанский союз, стремящийся исключительно к налаживанию современных экономических связей, станет еще более эффективным после установления более тесных отношений с Бразилией, Аргентиной и другими странами атлантического побережья. Точно так же возрастет вес атлантических стран после того, как они начнут согласовывать свою международную деятельность с тихоокеанскими странами.
И именно в этом контексте можно по достоинству оценить интеграционные процессы в рамках Союза южноамериканских государств (UNASUR), поскольку в силу своего авторитета и многоплановости эта организация вполне может взяться за решение таких вопросов, как: инвестирование в строительство сети железных дорого и мостов; энергетическая интеграция континента богатого углеводородами и водными ресурсами; оптимизация потока товаров для обеспечения динамичного роста торговли внутри континента, которая, хотя и выросла с 49 миллиардов долларов в 2002 году до 189 миллиардов в 2013, тем не менее, все еще составляет менее 20% от общего объема; и, наконец, выработка новой политики в области эмиграции, которая должна будет исходить из большей свободы передвижения с учетом того, что все больше людей переезжают из страны в страну.
Как недавно было заявлено в Кито, необходимо также разработать четкую концепцию общей оборонной политики с целью защиты наших природных ресурсов и объединения усилий по превращению Латинской Америки в зону мира. CELAC, в которую входят 33 государства, также должно участвовать в обсуждении политических и экономических вопросов. Например, эта региональная организация могла бы собираться за два месяца до встречи глав государств и правительств «большой двадцатки» с тем, чтобы три латиноамериканских страны, представленных на этом форуме — Аргентина, Бразилия и Мексика - изложили на нем наши позиции по вопросам изменения климата, эмиграции, протекционистских мер в торговле, наркоторговли, новой международной финансовой структуры, механизмов обеспечения мира и безопасности, а также других вопросов.
Смогут ли латиноамериканские страны выработать общую платформу действий? Обнадеживающие признаки есть. На недавно состоявшемся семинаре, организованном Латиноамериканским советом по общественным наукам (CLACSO), было заявлено следующее: «Для настоящей интеграции необходимо активное сотрудничество и поиск точек соприкосновения. При этом следует стремиться не к устранению различий, а к тому, чтобы сделать их управляемыми».
Диалог между CELAC и Китаем не менее важен, чем ведущиеся в настоящее время переговоры с США и Евросоюзом. Не менее важен и реалистичный, взвешенный подход к долгосрочным проблемам Южной Америки.
Главное состоит в том, чтобы проявить волю к совместным действиям — как внутри континента, так и за его пределами, не упуская из виду, что в настоящее время наши народы хотят иметь демократию не только на словах, но и на деле, которая могла бы проводить политику, чутко улавливающую знамения времени и дающую на них адекватный ответ.
Луис Инасио Лула да Силва — бывший президент Бразилии, в настоящее время выступает с глобальными инициативами и возглавляет созданный им научный институт. Рикардо Лагос — бывший президент Чили.