Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Во время отпуска не стоит отключать разум

Интервью с психологом Иоанной Хайтман

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Большинство работающих сейчас — люди, которые зарабатывают на хлеб умственным трудом. И для гигиены мозга отдых необходим. Не переоцениваем ли мы отпуск? Мы ждем его весь год, но потом, как показывают исследования, ощущаем его эффект всего две-четыре недели. Не слишком ли многого мы ждем от каникул?

Polska: Не переоцениваем ли мы отпуск? Мы ждем его весь год, но потом, как показывают исследования, на которые ссылается американский психолог Кристиан Джарретт (Christian Jarrett), ощущаем его эффект всего две-четыре недели. Не слишком ли многого мы ждем от каникул?

Иоанна Хайтман: Были времена, когда на отпуск не возлагалось никаких ожиданий, потому что его просто не было. Ведь «каникулы» у взрослых работающих людей появились лишь несколько десятков лет назад. Люди занимались профессиональной деятельностью целый год с перерывами только на праздники. Разделение жизни на профессиональную и частную сферу — относительно новое явление. Но сейчас отпуск воспринимается как вещь очевидная и необходимая. Большинство работающих — это сейчас «knowledge workers», то есть люди, которые зарабатывают на хлеб умственным трудом. И для гигиены нашего мозга отдых необходим. 

 

— Для меня отпуск — это своего рода возвращение в детство или юность, когда я был хозяином своего времени, свободно им распоряжался. Сейчас я могу позволить себе такую роскошь только в отпуске. Я правильно улавливаю специфику свободного времени? 

— Это индивидуальный вопрос, каждый воспринимает это по-своему. Однако в любом случае отпуск подразумевает некий уровень спонтанности, в конце концов, это время, когда мы свободны от дисциплины, присутствующей в наших ежедневных обязанностях. В такой момент высвобождается то, что связано со скрывающимися в нас положительными эмоциями. В будничной жизни мы, концентрируясь на выполнении стоящих перед нами задач, вынуждены многие из них заглушать. В итоге теряется контакт с собственными эмоциями, а это может привести к состоянию подавленности, усталости и даже к депрессии. Поэтому сложно вообразить, что человек может нормально функционировать, несколько лет подряд, не беря отпуск. 

 

— Чем это грозит? Вам встречались такие люди в вашей психологической практике?

— Да, это частая проблема у менеджеров, директоров, с которыми я работаю. Отсутствие отпуска грозит выгоранием. Конечно, ситуация выглядит по-разному у людей, которым работа приносит удовольствие, и тех, для кого это просто обязанность. В первом случае даже если человек долго работает без отпуска, силы восстанавливаются гораздо лучше. Если ежедневные занятия — это лишь нелюбимая необходимость, тем более следует помнить об отпуске. Это предохранительный клапан, который позволяет нам перевести дыхание. Хотя одного отпуска может оказаться мало, поэтому в жизни стоит иметь какие-то другие увлечения. 

 

— Есть ли универсальная схема отдыха, которой стоит придерживаться, например: две недели лежать на пляже? Всегда ли это вопрос личных пристрастий? 

— Я противник любого рода схем, тем более отпускных. И я бы предостерегла от любого рода навязанных, например модой, решений. Нужно выбирать то, что нас радует и помогает отдохнуть. 

 

— Распространенная ассоциация с отпуском — это поездка на море, где человек две недели подряд лежит на песке. Значит, схемы в этой сфере существуют.

— Ассоциация есть, но это не значит, что все придерживаются этой схемы. Я не замечаю ее у своих клиентов, я вижу нечто иное. Все больше активных в профессиональном плане людей сильно привязаны к своим увлечениям. Часто это спорт — альпинизм, виндсерфинг, езда на велосипеде, путешествия на мотоцикле по Польше и другим странам. Этим увлечениям можно отдаться как раз в отпуске, иногда вместе с супругом, семьей друзьями. Похоже, что здесь есть только одна схема: проводить отпуск в соответствии со своим темпераментом, характером, потребностями. Активные в своей обычной жизни люди обычно так же активно отдыхают, а менее динамичные люди выбирают более спокойный, «ленивый» отдых. Бывает, что мы используем отпуск для восстановления: например, интроверт, которому приходится на работе активно контактировать с людьми, очень устает в обычной жизни, а в отпуске снимает домик в лесной глуши, не выходит из него и чувствует себя счастливым. 

 

— Есть ли доля правды в теории, что отпуск должен быть противоположностью наших будней? Занимающимся активным трудом следует лениться, а однообразным — больше двигаться. Это имеет смысл?

— Сейчас почти все занимаются интеллектуальным трудом. Значит ли это, что в отпуске им всем следует участвовать в марафоне? Вы себе это представляете? 

 

— В теории речь идет, скорее, о том, чтобы люди, занимающиеся интеллектуальным трудом, не отправлялись в отпуск с двумя чемоданами непрочитанных книг. 

— А почему нет? Если кому-то приходится каждый день читать отчеты, и его угнетает, что у него не остается времени на другое чтение, то отпуск — это прекрасная возможность, чтобы заняться любимыми книгами. А если его чисто физически утомляет факт, что за чтением отчетов приходится постоянно сидеть, то в отпуске можно начать заниматься бегать. Только с соответствующей подготовкой, потому что резкая смена активности бывает опасна. Речь здесь не о готовых решениях: важнее верно понять собственные желания. Что приносит вам прилив сил, энергию, радость? Одни любят читать, другие — бегать, у каждого человека свой склад. 

 

— Есть еще одна теория. Из исследований Саймона Кемпа (Simon Kemp) следует, что отпуск не следует перегружать. Достаточно, чтобы от него осталось одно, но по-настоящему приятное воспоминание. Каждому ли подходит такой принцип отпускного минимализма? 

— Мне сложно понять, как может выглядеть переизбыток эмоций. Разве что в ситуации, когда человек полностью утрачивает самоконтроль, крутит многочисленные романы, чередуя их с дебошами или употреблением крепких алкогольных напитков. Такие истории наверняка случаются, но, это, пожалуй, редкость. Сложно сказать, что человек таким образом «злоупотребляющий» эмоциями восстановил силы, скорее, наоборот. В целом зрелые взрослые люди могут свободно сочетать спонтанность и ответственность. Эмоции не означают отключение разума. 

 

— Но почему же переизбыток эмоций должен сразу означать утрату контроля над собой? Отпуск можно еще перенасытить впечатлениями: например поставить себе цель посещать по пять музеев в день в течение двух недель.

— Такие ситуации, действительно, случаются часто. Бывает, что мы переносим метод действий с работы на отдых. Концентрируясь в будничной жизни на достижении поставленных целей, мы функционируем по той же схеме в отпуске. Мы составляем амбициозный план, а потом его реализуем — несмотря ни на что. В итоге мы гордимся своими достижениями, чувствуем, что нам есть чем похвалиться. Вопрос в том, найдем ли мы при таком режиме моменты, в которых сможем почувствовать себя по-настоящему свободными. Самое худшее, что можно сделать, это не позволить себе ни минуты расслабленности. Жесткое следование намеченному заранее плану создает очередной стресс, а он, в свою очередь, может вести к конфликтам. 

 

— Кристиан Джарретт подчеркивает, что в отпуске важно придерживаться принципа «peak-end», сформулированного нобелевским лауреатом Даниэлем Канеманом (Daniel Kahneman). Он гласит, что человек лучше всего запоминает те моменты, когда его эмоции доходят до высшей точки. Джаретт советует достичь этого пика эмоций под конец отпуска, чтобы лучшего его запомнить. Из этого могло бы следовать, что известная по детским лагерям отдыха «королевская ночь» с психологической точки зрения имеет солидную основу.

— Мне сложно говорить об отпуске, как о точно распланированном опыте, поскольку я считаю, что самый большой его плюс — возможность позволить себе большую дозу свободы и импровизации. Но окончание отдыха заслуживает другого подхода. Конечно, мы лучше запоминаем то, что делаем в самом конце, это касается не только отдыха. Поэтому в организованных, даже обзорных турах, последние дни отводятся на ничегонеделание, например, отдых на пляже в каком-нибудь особенно красивом и приятном месте. Мы успели устать, увидели то, что хотели увидеть, и можем отдохнуть с ощущением хорошо проведенного времени. Мы можем насладиться компанией людей, с которыми отправились в путешествие, это возможность наполнить нашу эмоциональную жизнь. Одно посещение музеев и средневековых соборов удовлетворяют наши высшие, интеллектуальные потребности, но не способны в полной мере удовлетворить эмоциональные. Ведь самые важные воспоминания связаны с собственными эмоциями, тем, что мы чувствовали в определенный момент. Если последнее впечатление из отпуска будет приятным, есть большая вероятность, что общее воспоминание будет таким же, даже если до этого была какая-то напряженность, проблемы. 

 

— Это можно запланировать, срежиссировать? 

— Можно попытаться, ведь в этом кроется секрет удачного отпуска. Вспоминая о нем, мы обращаемся к приятным картинам. И, скорее, это будет не воспоминание о величественном аахенском соборе, а о моментах, когда нам было хорошо. Иногда люди рассказывают о таких мелочах, как минутах, проведенных на красивой набережной, каком-нибудь виде, который они увидели при необычном освещении, утренней чашке кофе на центральной площади красивого городка. Несущественно, что это было, существенно, как мы себя чувствовали. Поэтому, возможно, так важно, как закончится наш отпуск: с какими эмоциями мы вернемся. 

 

— Как организовать эти последние дни? 

— Я не дам универсального рецепта, так как его нет. Но есть простые правила, которым стоит следовать. Например, стараться не ехать обратно, особенно на автомобиле, когда заранее известно, что почти все будут стоять в одной и той же пробке. Так, к сожалению, чаще всего выглядит конец выходных, момент окончания смены в домах отдыха. Кошмар обратной дороги, многочасовое ожидание в душной машине может уничтожить хорошее настроение, приобретенное за время отдыха, и наши воспоминания. Но я вас обрадую: наша память работает таким образом, что в ней дольше сохраняются хорошие воспоминания, так что все не так плохо. 

 

— А курортный роман? Его тоже стоит вести так, чтобы все хорошее осталось под конец? 

— Есть столько факторов, которые влияют, будет ли союз удачным, что общее правило вывести невозможно. Важно, одинок ли человек, решающий завести такой роман, какие у него ожидания: считает ли он это просто отпускным приключением или началом чего-то более серьезного. Хочет ли он совершенно невинного платонического флирта или решает отказаться от сдерживающих в обычной жизни тормозов и ни в чем себе не отказывать. Человеческих сценариев — великое множество, как и итоговых эффектов таких отношений. Стоит помнить об одном. Отпуск — это время, когда мы испытываем в основном положительные эмоции, а одновременно момент, когда мы ведем себя немного иначе, чем остальную часть года. Знакомства, которые мы завязываем в этот специфический момент, тоже отличаются от тех, что бывают в другие месяцы. И поэтому они могут быть обманчивыми. Человек, с которым мы завязываем курортный флирт, после отпуска может оказаться совсем не таким, каким казался в его ходе. 

 

— То есть после отпуска курортный роман лучше не продолжать? 

— Вы снова пытаетесь установить какие-то правила, а их на самом деле нет. Флирт во время отдыха вполне может оказаться началом союза на всю жизнь. Но прежде чем строить планы, как мы будем стареть вместе с нашим новым знакомым, нужно сделать поправку на время и обстоятельства, в котором это знакомство состоялось. Со временем нам могут открыться новые черты, привычки, убеждения этого человека, и неизвестно, понравятся ли они нам так же, как то, что привлекало в момент знакомства. Отпускной образ обычно отличается от будничного. На отдыхе гораздо легче высвободить позитивную энергию, а от солнца повышается либидо. Но часто в результате мы начинаем смотреть на мир сквозь розовые очки. Следует об этом помнить.