Убийства российских журналистов они не заметили
О том, что съемочная группа ВГТРК попала под минометный обстрел украинской армии у блокпоста недалеко от Луганска, и в результате погибли двое – спецкор Игорь Корнелюк и видеоинженер Антон Волошин – американские СМИ сообщать публике не стали. Вряд ли потому, что не хотели морально травмировать читателей. СМИ в принципе не обсуждали ни реакцию российского МИДа и некоторой части европейской и мировой общественности на эту трагедию, ни ответную реакцию киевских властей.
Если учесть, сколько внимания уделили американские СМИ на позапрошлой неделе скандалу с нецензурной бранью главного украинского дипломата в адрес Путина, и как они радовались тому, что «ненормативная лексика украинского министра иностранных дел вызвала восторг у участников акции протеста перед зданием российского посольства в Киеве», то нравственные приоритеты американских издателей и нанятых ими журналистов вполне очевидны и прогнозируемы.
Готовят войну с Россией?
Показательна в этом смысле статья Эрика Зюсса на веб-сайте OpEdNews.com, в которой он пишет о том, «что американской аристократии (высшему слою общества) крайне нужна война с Россией... Это связано с сохранением доллара как мировой резервной валюты, что исключительно выгодно американским аристократам. На мой взгляд, – отмечает автор, – очень показательно, что, по данным недавнего опроса CNN, за последние два года страх американцев перед Россией явно возрос. Характерно, что наши СМИ представляют российского лидера Владимира Путина в удивительно плохом свете даже тогда, когда для этого нет фактических оснований».
Обратите внимание, что речь идет не о последних месяцах, связанных с информационной войной и истерией западных СМИ по поводу Крыма и украинских событий в целом, а о – двух последних годах. То есть опасения автора о том, что «нынешнее положение дел очень напоминает ситуацию перед Первой мировой войной, когда американская аристократия также нуждалась в предлоге для вступления в войну с Германией», можно считать вполне уместными.
В другой статье Эрик Зюссе рассказывает о «пропагандистской войне вокруг Украины», отмечая откровенную ложь или замалчивание правдивой информации о событиях на Украине и не только там. «Сейчас мы опасно близки к состоянию Украины, в которой еще более узкий круг олигархов обладает еще большей политической и экономической властью, – пишет автор. – Не Украина становится больше похожа на Америку, а Америка становится все больше похожа на Украину. Остановит ли, наконец, американское общество этот процесс»?
Ну а подогревают предвоенные настроения в США статьи типа «Что будет, если Россия вторгнется на Украину»?, опубликованную журналом The National Interest.
О склонности американских специалистов по внешней политике «приписывать военной силе преимущества, которыми она не обладает», рассуждал обозреватель журнала The American Conservative Дэниел Ларисон. По его мнению, «непродуманное и безответственное применение силы зачастую производит эффект, прямо противоположный тому, о котором говорят любители войн. Вторгнувшись в Ирак, несмотря на возражения ряда союзников, мы разозлили правительства и народы многих симпатизировавших США стран».
А что с Украиной?
Что всерьёз беспокоило журналистов - так это, прежде всего, «газовая драма Украины, России и Евросоюза», как назвал ситуацию политический комментатор журнала The National Interest Николас Гвоздев. «Решение «Газпрома» прекратить поставки газа на Украину в связи с отсутствием договоренностей по выплате украинских долгов за предыдущие поставки и по ценам на будущее превращает ситуацию в трехстороннюю «игру в гляделки» с участием Москвы, Киева и ЕС», – указал автор.
Его, да и многих других в США интересовали вопросы о том, будет ли Украина «отбирать» (у всех авторов очень мягко – именно отбирать, а не воровать) европейский газ, что будет в этом случае делать Россия (именно Россия, а не ЕС). А главное – «готов ли Евросоюз (или готовы ли Соединенные Штаты) предложить Украине дополнительную финансовую поддержку» или «станут ли страны ЕС покупать у России дополнительные объемы топлива и перепродавать их в кредит Украине, чтобы помочь Киеву».
То есть, в этом вопросе просматривается определенная логика американских авторов: устанавливать правила поведения Украины в отношениях с Россией, в том числе и по газу, будут США, а вот помогать Украине материально вынудят Европу.
Собственно о том, что происходит в восточной части страны и как живут там люди в условиях войны, было рассказано лишь в одном репортаже Юлии Иоффе в журнале The New Republic. Мейнстримовские СМИ такие детали не интересовали.
Длинная история с кратковременным перемирием
Этот сюжет привлек наибольшее внимание медиасообщества. Об инициативе президента Петра Порошенко прекратить в одностороннем порядке огонь начали писать со вторника. В том, что подготовка к планируемому прекращению огня займет время, винили опять же Россию и её президента.
Отмечались в этой связи усилия европейских партнеров США – Франции и Германии – уговорить Владимира Путина «содействовать прекращению огня на востоке Украины» и «предпринять все необходимы шаги для того, чтобы убедить вооруженные группы прекратить огонь».
Параллельно с обсуждением «мирного плана» СМИ начали нагнетать обстановку сообщениями о новом увеличении численности российских войск вдоль украинской границы. К заявлениям помощника президента РФ Юрия Ушакова и пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова о том, что «речь идет не о какой-то концентрации войск, а о мерах по усилению охраны границ Российской Федерации», СМИ отнеслись с недоверием.
О парадоксальности «мирного плана», который не предполагает ведения президентом переговоров с лидерами самопровозглашенных республик, а только с людьми, признающими власть в Киеве, ни в одном комментарии сказано не было.
По крайней мере, журналисты вышли из положения, передав мнение этих лидеров о «мирном плане». Так, ABC News привела слова Дениса Пушилина из Донецка, сказанные им в интервью «независимому телеканалу «Дождь» (И как редактор такое пропустил? В России – и независимый телеканал… такого ведь быть не может!), о том, что предложения Порошенко «бессмысленны». «Они прекращают огонь, мы складываем оружие, и они возьмут нас безоружными», – сказал Пушилин.
The Washington Post даже позволила себе не только привести упомянутые выше слова Пушилина, но пошла дальше, указав, что «Уже третий раз менее чем за две недели, которые он находится в офисе, Порошенко публично дал понять, что он заявит о прекращении огня. Он предложил перемирие в своей инаугурационной речи 7 июня, но мятежники ответили резким отказом. В понедельник он приказал украинским силам обороны плотно перекрыть уязвимую границу с Россией в качестве прелюдии к прекращению огня».
Газета привела скептическую оценку предложениям Порошенко со стороны министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова, а также мнение Алексея Пушкова, руководителя комитета по международным делам нижней палаты парламента, указавшего, что повторяющиеся предложения о прекращении огня были политическим маневрированием.
ЕС и РФ согласились с планом Украины по мирному урегулированию. Почему не украинцы?
В субботу после очередного объявления Петра Порошенко о прекращении огня, агентство «Блумберг» сообщило, что «Россия назвала заявления Украины о недельном прекращении огня «ультиматумом», а США ввели санкции против людей, связанных с ополченцами, обвинив Москву в оказании помощи сепаратистам».
«Американские и европейские чиновники предупреждают, что более болезненные санкции, способные негативно сказаться на доступе России к финансовым рынкам, технологиям и военной технике, могут были введены уже на следующей неделе в связи с тем, что Владимир Путин отказывается сдерживать рост напряжения на Украине», – подчеркнуло агентство.
Московский корреспондент The Christian Science Monitor Фред Вир, рассматривая план Порошенко, обратил, в частности, внимание и на такой спорный вопрос: план предполагает, что бывшие органы местного самоуправления, включая правоохранительные органы, должны возобновить контроль над Луганском и Донецком, что позволило бы практически отменить «независимые республики», провозглашенные мятежниками.
Понятно, что сепаратисты с этим не согласятся. Но не нравится план, по свидетельству одного из источников журналиста, и людям в Киеве: «Люди хотят продолжения военной операции до полной победы, и Порошенко нужно эти настроения учитывать».
По мнению The New York Times, «Президент России Владимир Путин предложил в субботу Украине как кнут, так и пряник, приняв с оговорками мирный план, предложенный руководством Украины с целью подавления сепаратистского восстания на юго-востоке, но одновременно поставив войска по всей Центральной России на боевое дежурство и начав масштабные военные учения».
«Аналитики считают, что Россия сейчас всё-таки настроена на поиск соглашения, – указал автор газеты. – Но она хочет либо иметь достаточное влияние в юго-восточной части Украины для возможной дестабилизации киевского правительства, либо получить уверенность в том, что оно не слишком сблизится с Европейским Союзом и не вступит в НАТО. Аналитики указывают также на то, что с обеих стороны не хватает доверия к переговорам, и что боевые действия могут выйти из-под контроля лидеров».