Вчера Владимир Путин объявил, что обратился в верхнюю палату российского парламента с просьбой отозвать данное ему право использовать войска на Украине, предоставленное 1 марта. В письме на имя председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко Путин отметил, что принял данное решение «в целях нормализации обстановки и урегулирования ситуации в восточных регионах Украины». Российские законодатели сегодня удовлетворили эту просьбу в ходе голосования 153 к 1. Российский рынок ценных бумаг пошел вверх, когда появились эти новости. Данный шаг расценили как стремление к миру в регионе, или, по крайней мере, как важную меру по деэксалации напряженности.
Госсекретарь США Джон Керри заявил, что «доволен» этой новостью (а потом добавил, что это решение «может быть отменено за десять минут»). В основном его радость связана с большими ожиданиями и надеждами на успех мирного плана украинского президента Петра Порошенко, а также с тем, что Запад практически не в состоянии эффективно ответить на российское вторжение (которое стало бы серьезным нарушением международного права). Кроме того, столь оптимистическая реакция может быть вызвана еще и тем, что многие компании с коммерческими интересами в России понесли бы серьезные потери в своем бизнесе в случае принятия санкций.
Однако положительные сигналы со стороны России могут оказаться не такими уж и положительными. Как пишет газета «Ведомости», ссылаясь на источник из российского Министерства обороны, Путин сохранил за собой право на отправку российских войск за рубеж. Сохранил благодаря Дмитрию Медведеву, который, будучи президентом, в 2009 году направил запрос и получил от верхней палаты российского парламента право на использование армии в любой точке за рубежом, где он только пожелает. Согласно сообщению «Ведомостей», данное Медведеву разрешение носит неограниченный характер, а это значит, что Россия сохранила за собой юридическое право на отправку войск за границу в любое время.
В статье по сути дела говорится, что в российском законодательстве сохранено статус-кво в отношении военного вторжения, несмотря на недавнее заявление Путина. И хотя это может показаться незначительной технической деталью, она означает, что Путин просто аннулировал предоставленное ему ранее право, однако в целом данное право сохраняет свою силу по сей день. И хотя предполагаемые российские действия в регионе носят в основном скрытый характер, правительство России все равно может открыто отправить свои войска на Украину, не консультируясь предварительно с парламентом.
Не имеющий особого значения жест Путина был сделан в очень удачный момент. Западные страны недавно пригрозили серией скоординированных санкций против России в попытке добиться поддержки мирному плану Порошенко. Если меры ЕС на сегодня носят ограниченный характер, включая визовые запреты и заморозку счетов отдельных лиц, то новые санкции могут быть более жесткими, и об их введении могут объявить уже в эту пятницу, когда в Брюсселе состоится заседание Европейского совета. Но благодаря предполагаемой отмене права на применение силы, Запад может теперь отсрочить введение новых санкций, которые прорабатывались в течение нескольких последних недель.
Есть и другие признаки, свидетельствующие о том, что Россия ведет себя более воинственно, чем можно предположить, исходя из ее мирной риторики. В последние дни она перебросила дополнительные войска и артиллерию к украинской границе, а американские официальные лица выступили с утверждениями о том, что туда направлены силы специального назначения с целью вооружения и обучения пророссийских сепаратистов. А после того, как стороны объявили во вторник перемирие, сепаратисты сбили украинский военный вертолет, уничтожив девять находившихся на борту военнослужащих. Возможно, что сбившие вертолет сепаратисты принадлежат никому не подчиняющейся группировке, или никак не связаны с Кремлем, однако примененная в ходе удара военная техника имеет отношение к российскому спецназу.
По сути дела, ничего не изменилось с начала этой недели, когда западные представители вели совместную работу по введению скоординированных санкций. Введенные ранее санкции пока не оказали действенного влияния на российскую политику в регионе, и было бы неправильно откладывать дальнейшие санкции, поскольку никаких существенных изменений не произошло.
Поскольку представители Запада дискутируют о том, надо или нет наказывать российское государство, прислушиваясь к компаниям с коммерческими интересами в России и к самому Путину, пока следует проявить сдержанность. Отмена юридического права на вторжение на территорию Украины стала наиболее широко разрекламированным и самым мощным примирительным сигналом со стороны России. Но это бессодержательный сигнал.