Перед лицом агрессии российского президента Владимира Путина на востоке Украины НАТО подтвердила приверженность к защите «каждого дюйма» территории входящих в альянс стран. Сейчас организация также должна ясно дать понять, что ответит на любые российские попытки посягнуть на стабильность в Европе в целом, особенно на безопасность стран, которые ожидают вступления в НАТО. Если этого не произойдет, ценой станет еще большая российская агрессия.
В то время как вопрос членства Украины в НАТО не рассматривается в Брюсселе или Киеве, на суверенитет Украины может повлиять то, какое решение альянс примет по поводу Черногории и Грузии, двух наиболее готовых к вступлению в организацию кандидатов. Министры иностранных дел стран НАТО в среду в Брюсселе начали переговоры, которые должны проложить путь к принятию решения о расширении альянса на сентябрьском саммите в Уэльсе. К сожалению, некоторые ключевые члены организации все еще не уверены в преимуществах расширения альянса.
Это решение будет в целом основано на том, готовы ли кандидаты исполнять обязанности, налагаемые на членов НАТО. Однако, союзникам нужно также задуматься о том, делает ли присоединение новых стран альянс более безопасным. Расширение — это не уступка стремящимся попасть в НАТО странам. Любой новый раунд (присоединения) должен идти на благо безопасности альянса и стабильности в Европе.
Архитектура безопасности на континенте резко изменилась с того момента, как альянс согласился в 2008 году принять Албанию и Хорватию, которые присоединились к НАТО на следующий год. Это был последний раунд расширения альянса. После этого Россия использовала силу против Грузии и затем Украины, изменив границы. Еще задолго до присоединения Крыма и дестабилизации ситуации на востоке Украины Путин воспринимал НАТО в качестве противника. Он также заявил о намерении России использовать силу, если будут нарушены права русскоговорящих жителей, где бы они ни находились.
Как повлияет на альянс расширение в момент, когда организация столкнулась с периодом напряженности и конфронтации у своих границ? Пойдет ли оно на пользу — или навредит?
С определенной точки зрения, процесс расширения сейчас усложнился. Осмелевшая Россия будет яростно сопротивляться территориальной экспансии альянса. Цена расширения НАТО выросла.
Однако выросла и цена «нерасширения». Москва воспримет подобное решение как свидетельство того, что ее политика агрессии против соседей, пытающихся присоединиться к Западу, работает. Такое поощрение вряд ли в интересах НАТО.
Читайте также: Финляндия размышляет о вступлении в НАТО
Расширение способствует усилению безопасности, потому что оно приведет к более предсказуемым отношениям с Россией. Членство стран в НАТО окажет успокаивающий эффект на связи Москвы с другими странами, так как членство в альянсе значительно увеличивает для России цену вмешательства. Если бы Эстония и Латвия — две соседки России, где проживает значительное число русскоговорящих жителей — не были членами альянса, они могли бы сейчас испытывать такое же давление, как и Украина. Однако у Москвы есть причина вести себя осторожно, так как она осознает, что интервенция в странах Балтии приведет к коллективному ответу НАТО.
И хотя балканские кандидаты не являются соседями России, их присоединение к НАТО значительно снизило бы риски превращения этих стран в горячие точки в отношениях с реваншистской Россией, намеревающейся утвердить свою роль в том числе и на Балканах. На предстоящем этапе напряженности нужна стабилизирующая политика. Сейчас — до того, как приветствующие членство в НАТО элиты и население подвергнутся еще большему давлению со стороны России — самое время действовать.
Черногория сделала самые значительные шаги по подготовке к вступлению в НАТО. Лидеры страны выступили против российского давления, демонстрируя желание выполнять обязанности, налагаемые членством в альянсе. Приглашение Черногории присоединиться к НАТО этой осенью обеспечит столь необходимую стабильность в регионе, предотвратит российские интриги и просигнализирует о том, что двери альянса открыты.
Грузия — это особый случай. Она остается приверженной своему натовскому курсу, несмотря на уязвимое положение: в 2008 году Россия атаковала и оккупировала территории Грузии частично для того, чтобы предотвратить присоединение страны к НАТО.
Союзникам не стоит стимулировать запугивание, блокируя достигнутый Грузией прогресс, из-за страха спровоцировать Путина. Москва, скорее всего, усилит попытки по дестабилизации Грузии, даже если НАТО предоставит Тбилиси план по вступлению в альянс. Этот план является промежуточным статусом, который все равно оставит страну без каких-либо гарантий безопасности со стороны НАТО в условиях усилившегося давления со стороны России.
На саммите НАТО в Уэльсе альянс должен принять меры по усилению способности Грузии защитить себя и сдержать Россию — перед тем, как предложить Грузии членство в НАТО. Эти меры включают в себя присутствие сил альянса, включая американские войска на территории Грузии и масштабные новые усилия для того, чтобы помочь стране модернизировать вооруженные силы и принять дальнейшие демократические реформы. Это обеспечит стабильность и одновременно проложит путь к реалистичным и надежным обязательствам альянса по обеспечению безопасности страны.
Новые договоренности НАТО с Грузией, а также предложение Черногории членства в альянсе в сентябре внесут значительный вклад в безопасность организации. Они должны быть частью ответа НАТО реваншистской России.
Томаш Валашек — постоянный представитель Словакии в НАТО. Деймон Уилсон — исполнительный вице-президент в Атлантическом совете и бывший представитель НАТО.