Барак Обама, который должен был восстановить репутацию Америки в мире после того, как Джордж Буш-младший ее испортил, смог лишь превратить страну в объект всеобщих насмешек.
Наглядный пример: длинная статья в Financial Times, опубликованная 25 июня 2014 года, автор которой с пренебрежением отзывается о политике Обамы в отношении Украины.
В статье говорится, что в марте 2014 года пресс-секретарь Белого дома Джей Карни (Jay Carney) предупредил о том, что настает неблагоприятный момент для инвестиций в российский фондовый рынок, поскольку Обама планирует ввести в отношении России жесткие экономические санкции, которые вызовут панику на рынке.
По словам автора статьи, на самом деле с того времени индекс РТС вырос с 1250 до 1450, то есть более чем на 15%. Таким образом, если бы вы вложились в российский рынок тогда, когда Карни советовал этого не делать, вы бы заработали большие деньги всего за три месяца.
Дальше хуже. Помимо того что российский рынок вырос, те акции, которые Обама сделал своими главными мишенями, оказались наиболее доходными. FT пишет следующее:
Лучше всего себя на рынке показали те акции, которые, как предполагалось, должны были подвергнуться наибольшему риску в связи с введением санкций. Акции газовой группы «Новатек» выросли на 37% с момента, когда в марте Министерство финансов США ввело санкции против ее акционера Геннадия Тимченко, и, таким образом, их рост в этом году составил 7%. Акции компании «Роснефть» выросли на 17% с момента, когда в апреле были введены санкции против ее главы Игоря Сечина.
Акции государственного банка ВТБ выросли на 40% с марта, когда их стоимость достигла своего минимума за последние три года, даже несмотря на то, что этот банк рассматривался в качестве потенциальной мишени для санкций США. В список других российских компаний, которые показали хорошие результаты, входят крупнейший российский банк «Сбербанк России», чьи акции с марта выросли на 23%, и «Газпром», чьи акции выросли на 30% с марта и на 10% с начала года.
Весь мир смеется над администрацией Обамы и над американцами, которые ее выбрали. Россия даже не подумала ослабить свой контроль над Крымом после того, как она вторглась и захватила его, подобно Гитлеру, захватившему Судетскую область, потому что реакция Обамы оказалась слишком вялой.
Американцы знают об этом феномене, и именно поэтому уровень поддержки внешней политики Обамы упал так резко, и теперь 60% американцев относятся к ней отрицательно. И позиция Обамы в отношении Украины стала лишним тому подтверждением. Он навлек на себя все возможные негативные последствия введения санкций и не смог предпринять достаточно серьезные меры для того, чтобы причинить сколько-нибудь существенный вред России.
Особенно удручает то, что российская экономика сейчас находится не в самом лучшем положении и очень уязвима перед лицом давления извне. Поскольку российская экономика во многом зависит от экспорта сырья, российская фондовая биржа представляет собой крошечный институт, чьи показатели совокупной рыночной капитализации равны показателям всего одной американской компании, такой как, к примеру, Apple Computer. И, как свидетельствует недавняя статья Reuters, если вы переведете взгляд с фондового рынка на реальную экономику, вы увидите лишь дымящиеся руины.
Репортеры Reuters рассказывают о том, как екатеринбургское предприятие «Уралмаш», национализированное Путиным вскоре после его прихода к власти, сейчас оказалось на грани катастрофы. Reuters пишет:
Российская экономика, объемы которой ежегодно увеличивались примерно на 7% в начале его правления, в этом году, согласно официальным прогнозам, вырастет всего на 0,5%, и угроза ужесточения санкций против России в связи с украинским кризисом стала одной из причин нежелания инвесторов вкладывать в нее средства. Эта тенденция стала плохой новостью для «Уралмаша», который больше не выпускает танки, но до сих пор выпускает самую разную продукцию, от горно-шахтного оборудования до прессов для металлов и нефтяных буров, которые поставляются в основном на российский рынок, но также и экспортируются за границу.
В городе, где находится предприятие «Уралмаш» до сих пор есть площадь, носящая название «Первой пятилетки», и местные жители рассказали репортерам Reuters о своих планах по его спасению: «Должны быть введены элементы плановой экономики. Как в случае с первой и второй пятилеткой при Сталине, мы планируем, что каждый год мы будем производить определенное количество той или иной продукции, строить то или иное предприятие». Так выглядит наследие Путина: реабилитация Сталина, рационализация советской диктатуры и помощь россиянам в их возвращении к неудачному прошлому.
Сталин спешит на помощь.
Между тем, местный экономист вносит долю реализма. В беседе с репортерами Reuters он сказал следующее: «Проблемы «Уралмаша» — это наглядная иллюстрация общих проблем той экономической модели, которая существовала на протяжении последних 70-80 лет, когда основное внимание уделялось государственным компаниям и созданию национальных чемпионов. Но эта модель оказалась не слишком успешной».
В связи с этим возникло множество казусов. К примеру, российские судьи получают слишком маленькую зарплату, чтобы позволить себе приобрести собственное жилье, и теперь они жалуются на то, что правительство не предпринимает никаких шагов для выделения достаточного количества средств для выполнения работы. Демографическая ситуация выглядит чрезвычайно мрачной. Один российский демограф утверждает: «В 2019 году в России останется всего 12,9 миллиона женщин наиболее активного детородного возраста, то есть от 20 до 35 лет, тогда как в 2013 году их было 17,2 миллиона. Разумеется, в будущем будет рождаться меньше детей».
И причины такой ситуации очевидны.
Путин использует понятия этнической принадлежности и национальности в качестве предлогов для военной агрессии, как когда-то делали Сталин и Гитлер (и это не мои слова, это слова президента Литвы). Путин решил вернуть советскую пятиконечную звезду в качестве национального символа России. Россияне до сих пор поют свой национальный гимн на мелодию гимна СССР.
Только в 32 странах мира пресса имеет меньше свободы, чем пресса в путинской России. Число политических заключенных неуклонно растет. Известный российский писатель Борис Акунин говорит, что путинская Россия характеризуется «переходом от плутократического абсолютизма к полицейскому государству и диктатуре» и обречена на крах, такой же впечатляющий и стремительный, как и крах СССР.
Госдепартамент США назвал путинскую Россию мировым лидером в торговле людьми. Тем не менее, сам Обама молчит.
«Вековые российские утопические и имперские инстинкты возвращаются, чтобы отомстить».
И советская паранойя тоже возвращается: под прицел Путина попал даже Twitter.
На Украине есть русские священники, которые внушают своим прихожанам, что Евросоюз — это зло.
Даже телевидение понимает, что настоящее зло — это путинская Россия. Но только не Барак Обама. Если телевидение оказывается умнее президента, значит пора опускать занавес.
Это всеобъемлющее неосоветское наступление способно лишь сокрушить инновационный потенциал и разрушить основы российской экономики. Нанести серьезный ущерб российской экономике и заставить Путина уйти из Крыма достаточно просто, но, к несчастью, в Белом доме сейчас нет человека, который был бы способен это сделать.