Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Реалии бразильской политики или народное недовольство

© AP Photo / Thanassis StavrakisГраффити в Сан-Паулу
Граффити в Сан-Паулу
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
На фоне кризиса мировое футбольное первенство стало политической проблемой. Гражданам пришлось не по вкусу, что правительство решило принять Чемпионат мира, но не провело работы по созданию необходимой инфраструктуры, которой сейчас остро не хватает Бразилии. Несмотря на высокие показатели роста за последние годы, инвестиции в инфраструктуру оказались недостаточными из-за нехватки средств.

Принятие новой конституции в 1988 году повлекло за собой глубинные преобразования в бразильском обществе, как в социальном, так и в экономическом плане. В 1994 году по инициативе Фернанду Энрики Кардозу в стране появилась новая валюта (реал), которой удалось положить конец гиперинфляции. Правительство дало старт структурным реформам системы государственного управления и приступило к модернизации институтов. Кроме того, оно запустило множество социальных программ и обеспечило доступом в школы 100% детей, чего раньше еще не было в истории Бразилии.

Позднее президентом стал кандидат от левой партии Лула: его избрали, несмотря на высказывания против экономической политики, которая действовала после утверждения реала. Тем не менее, на деле Лула так и не осмелился хоть как-то ее изменить и даже оставил в кресле главы Центрального банка старого руководителя. Поэтому ему ошибочно приписывают успехи и достижения страны, начало которым на самом деле было положено при Фернанду Энрики.

В конце своего президентского срока Луле удалось добиться избрания Дилмы Русеф, мощные идеологические позиции которой контрастируют с прагматизмом предшественника. Новый лидер без колебаний вмешивается в экономическую политику. С 2010 года она постепенно вводит в оборот процедуры, которые делают государственные финансы заметно менее прозрачными: речь идет, например, об увеличении правительственных расходов, искусственном регулировании цен и тарифов, стимулировании потребления товаров. Результатом подобного интервенционизма стала вспышка инфляции, которая в этом году составит порядка 6,5%.

Экономический рост начинает сбавлять обороты, а общество в полной мере ощущает последствия роста инфляции, которая неизменно является главной проблемой в представлении граждан страны. Подобная обстановка, а также целый ряд коррупционных скандалов времен президента Лулы (они отрицательно сказались и на отношении к правительству Русеф) представляют собой наиболее заметные проявления народного недовольства.

После выбора кандидатуры Бразилии для проведения Чемпионата мира по футболу организация соревнований пользовалась огромной поддержкой в обществе, однако сейчас все обстоит совершенно иначе: на фоне кризиса мировое футбольное первенство стало по-настоящему политической проблемой. Так, гражданам пришлось не по вкусу, что правительство решило принять Чемпионат мира, но не провело при этом предварительные работы по созданию в стране необходимой инфраструктуры, которой сейчас остро не хватает Бразилии. Несмотря на высокие показатели роста за последние годы, инвестиции в инфраструктуру оказались недостаточными из-за нехватки средств.

Но почему же у Бразилии не оказалось этих средств, хотя она делит с Францией пятое место в числе крупнейших мировых экономик?

Чтобы разобраться с этой, казалось бы, парадоксальной ситуацией, нужно вспомнить, что Бразилия в отличие от других стран БРИКС, которые практически не вкладываются в социальное обеспечение, направляет 9% своего ВВП (так прописано в конституции страны) на здравоохранение. Более того, объем вложений в медицину по факту достигает 18-20% ВВП: Бразилия является единственной в мире страной, которая совершенно бесплатно предлагает медицинские услуги всему населению.

Точно такое же явление наблюдается и в сфере образования, которое до сих пор не отличается высоким качеством, хотя Бразилия и вкладывает в него 5,7% ВВП, что ставит ее по этому показателю на одно из первых мест в ОЭСР (в частности она обходит Великобританию, Германию и Канаду). Совершенно понятно, что у активно развивающейся страны попросту не может найтись средств для инвестиций во все необходимые сферы и проведения работ по созданию инфраструктуры. Как бы то ни было, отказ от помощи со стороны частного сектора по идеологическим причинам, в таких условиях просто немыслим.

«Враждебное» отношение населения к политическому классу отражается и на правительстве Русеф: из последних опросов общественного мнения следует, что перемен хотят 74% бразильцев.

По окончанию Чемпионата мира в стране стартует предвыборная кампания, которая определит ее курс на четыре ближайших года. Борьба развернется главным образом между двумя непримиримыми политическими группами. Во-первых, это Партия трудящихся, которая официально придерживается левых взглядов, но устанавливает ретроградские союзы с бывшими олигархами и попытается добиться переизбрания Дилмы Русеф. Во-вторых, это молодой сенатор Аэсиу Невес от Бразильской социал-демократической партии: это левоцентристское движение бывшего президента Фернанду Энрики придерживается более либеральной политики, которая направлена на открытость страны и ее интеграцию в глобализационный процесс.