Поставка первых пяти Су-25 из России в Ирак вызвала бурное оживление в зарубежной прессе. Помимо восхищения быстрой российской реакцией на просьбу Ирака и горечи от медлительности самих американцев, СМИ также обсуждают недовольство иракцев затянувшейся и так пока и не начатой реальной поставкой 36 заказанных американских F-16. Кстати, 5 июня в США на базе в Техасе американцы официально на праздничной церемонии с помпой передали первый F-16 иракцам. Но дальше базы в Техасе этот первый самолет так и не двинулся и остался в США. Премьер-министр Ирака заявил, что данная поставка превратилась в «долгий и медленный путь». Пентагон был вынужден оправдываться, отмечая, что поставка идет по плану и самолеты начнут поступать осенью, как и было обговорено. Что касается российских самолетов, то ожидается, что в ближайшее время их число в Ираке будет доведено до 12 Су-25 и 2 Су-24. На старые самолеты ставят в спешном порядке новые двигатели. Главком ВВС Ирака уточнил, что прибывшие с самолетами российские эксперты через три-четыре дня покинут Ирак, а в самом Ираке найдется достаточное количество пилотов и обслуживающего персонала. Так, остались офицеры, имеющие опыт пилотирования Су-25 еще по ирано-иракской войне. Впрочем, по другим менее оптимистичным данным, в Ираке сейчас находится не более четырех летчиков, кто мог бы эффективно использовать машины против созданного на днях боевиками ИГИЛ (Исламское государства Ирак и Левант) Халифата. Так или иначе, даже если своих пилотов не будет, то иракцы готовы нанять по контракту пилотов из России, Беларуси и Ирана. Американцы также обсуждают в комментариях, каково это будет военным инструкторам и спецназу США работать вместе с русскими и что они скажут друг другу, столкнувшись нос к носу в кафетериях авиабаз. Сами американцы на данный момент осуществляют до 35 полетов ежедневно над Ираком. В основном это F-18, патрульный P-3 и беспилотники.
Дело может не ограничиться только русскими. Ирак также запросил у Ирана вернуть перелетевшие в Иран во время войны в Персидском заливе Су-25, на что Иран ответил отказом. Но, по данным газеты New York Times, на авиабазе Аль-Рашид в Ираке иранцы создали командный пункт, разместили подразделение радиоэлектронной разведки и осуществляют с данной базы вылеты своих собственных разведывательных беспилотников. Это первая бывшая американская база, которая перешла к иранцам. Так что к теплой компании русских и американцев в кафетериях Ирака могут присоединиться и иранские товарищи. Кроме того, иранцы концентрируют на своих базах на западе Ирана авиацию для ударов по ИГИЛ, а по некоторым спекулятивным данным, Иран уже нанес свой первый авиаудар по целям в Байджи во время боев за нефтеперерабатывающий комплекс.
Собственно, и это еще не все, кто оперирует в небе Ирака. По даным израильского источника DEBKAfile, 23 июня иорданские самолеты нанесли воздушный удар по колонне бронемашин ИГИЛ у границы с Иорданией. ИГИЛ пытается перерезать транспортный и торговый коридор между Ираком и Иорданией, а также в планах ИГИЛ массовое вторжение боевиков в Иорданию, что уже заставило иорданцев призвать в армию резервистов. Ожидается, что Иордания будет наращивать воздушную активность и бомбовые удары, если увидит концентрацию ИГИЛ у своих границ.
Не отстают от всех и бомбят ИГИЛ на территории Ирака и сирийцы. Чиновники из руководства провинции Анбар (до 90% которой уже контролируется боевиками) в Ираке заявили, что 24 июня сирийская авиация нанесла ряд авиаударов по 3 округам провинции, убив 57 человек и ранив 120. Сирийские власти отрицают участие своей авиации над территорией Ирака и утверждают, что бомбили на своей территории.
И, наконец, можно отметить, что помимо уже упомянутых выше сил еще и Турция регулярно бомбит север Ирака, нанося удары по курдским повстанцам в горах.
Вернемся к иракским ВВС. В первую очередь к вертолетам. По разным оценкам, у Ирака в строю находится около 100 вертолетов, включая учебные и транспортные. Из ударных в Ираке могут находиться до 40 Ми-28 и Ми-35M, заказанных у России, но точное число реально поставленных машин неизвестно, пока речь шла о 23 машинах на январь 2014 года. С января этого года ИГИЛ сбило как минимум 8 иракских вертолетов и нанесло повреждения 60 машинам. То есть, выведена из строя значительная часть вертолетного парка ВВС Ирака. 20 июня стало известно, что Ирак срочно заказывает 7 Ми-35М в Чехии и ищет других поставщиков. У американцев по контракту Госдепа в Ираке сегодня находятся до 30 своих вертолетов на четырех объектах (аэропорт Багдада, посольство США в Багдаде, Басра, Эрбиль), но они могут быть использованы лишь для эвакуации и разведки, но не для ударных целей.
Более того, 21 июня стало известно, что у иракцев уже как с неделю закончились ракеты Hellfire. Впрочем, эти ракеты в иракских ВВС сегодня могут использовать только две модифицированные «Цессны» и то, что работает из 15 поставленных США учебных самолетов Beechcraft T-6A Texan II. При желании под ракеты могут быть модифицированы и 30 имеющихся у иракцев вертолетов Bell IA-407. На начало июньского наступления ИГИЛ в теории у иракцев должно было быть до 300 ракет Hellfire. Все они израсходованы, и иракцы срочно запросили еще 1400 ракет у американцев.