Не получается ли так, что игроки, использующие приставку Xbox, установили свой контроль над военно-морским флотом США? И не станут ли в ближайшее время американские авианосцы запускать против Китая и Ирана «Злых птиц» (Angry Birds)?
Вы будете прощены, если вы так думаете, поскольку в настоящее время наиболее современный корабль военно-морских сил США спроектирован таким образом, чтобы им управляли геймеры.
Командный пункт нового эсминца класса «Замволт» (Zumwalt) с пониженной заметностью является нервным центром корабля, куда стекается информация с датчиков и откуда его команда имеет возможность контролировать такие функции корабля, как оружие и навигация. Эскадренный миноносец «Замволт» до предела автоматизирован, и его команда составляет всего 130 человек, когда как на более старых и меньших по размеру эсминцах класса «Арли Берк» (Arleigh Burke) службу несут болен 300 матросов.
Подобная степень автоматизации была достигнута за счет активного использования больших мониторов, а также рабочих станций с сенсорным экраном. И при этом выяснилось, что поставщик военного ведомства Raytheon, создавший компьютерную сеть для эсминца «Замволт», сначала испытал системы управления и дисплеи на играющих в компьютерные игры моряках. Недавно об этом рассказал телеканал CNN.
Неплохой вариант сервиса Game Room, стоимостью 3 миллиарда долларов за каждый.
Нельзя сказать, что Пентагон захватила геймерская лихорадка. Скорее, ВМС осознали, что молодые матросы, служащие на кораблях, были воспитаны на видеоиграх. Именно с помощью приставки Xbox молодые люди, особенно парни, развлекаются в настоящее время, испытывают свои способности и встречают новых друзей. Так, например, исследование, проведенное в прошлом году в Высшей школе военно-морских сил (Naval Postgraduate School), показало, что из 200 призванных на службу морских пехотинцев 73% обладали консолями типа Xbox, а 40% пользовались ими ежедневно.
И поэтому ВМС, вместо того чтобы бороться против игровой приставки Playstation 4, включили ее в свою систему подготовки.
Несмотря на все шутки в адрес видеоигр по поводу того, что они представляют собой бездумное развлечение, есть немало смысла в избранном ВМС подходе. В мире высокоскоростного оружия и человеческих мозгов, работающих на нормальной скорости, жизненно важным является способ представления данных. На самом деле это настолько важно, что управление боем превратилось в управление данными. Пентагон тратит значительные суммы на оборудование в сфере управления и коммуникации, и делается это для того, чтобы командиры и их самолеты, корабли и наземные силы обменивались целевыми координатами и данными наблюдения даже в том случае, когда американские военнослужащие находятся на расстоянии в тысячи километров друг от друга. Однако военные все время пытаются представить всю эту состоящую из чисел, видеоматериалов и фотографий смесь таким образом, чтобы пользователь не утонул в приливной волне информации.
В этом смысле видеоигры ничем не отличаются. Будь то Call of Duty, Minecraft или даже такая бумажная военная игра, как Twilight Struggle, игра в эти игры в конечном итоге сводится к управлению информацией. Игроки должны усваивать и оценивать данные для того, чтобы принять правильное решение. Это не является столь важным вопросом при игре в Scrabble, где единственным временным давлением можно считать настоятельное требование со стороны членов семьи о том, чтобы ты назвал свое слово. Но в случае таких игр-стрелялок от первого лица, как Call of Duty, популярных среди 18-летних ребят, временное давление является смыслом игры. Побеждает тот, кто выстрелит первым. А остальные проигрывают.
Намного ли это отличается от той ситуации, когда матрос должен принять решение о том, является ли изображение на его сенсорном мониторе приближающейся китайской ракетой, летящей со сверхзвуковой скоростью? Конечно, ставки различны. Однако в некотором смысле они также являются вопросом жизни и смерти для издателей компьютерных игр. Видеоигра, на которую было потрачено 40 миллионов долларов, может провалиться, если игроки будут жаловаться на то, что ее элементы управления не позволяют им без особого труда менять виды оружия, или на то, что используемая графика затрудняет возможность распознать скрывающегося в тени монстра.
Издатели игр тратят немало времени и денег на разработку интерфейса своих игр для того, чтобы игроки получили возможность быстро воспринимать данные и реагировать на них. Почему бы военным не воспользоваться подобной моделью?
Кроме того, важно помнить, что видеоигры — это не то же самое, что технология видеоигр. Программное обеспечение на наших компьютерах и в наших сотовых телефонах использует такую графику, которая, кажется, была просто заимствована из видеоигр. Если моряки на эскадренном миноносце «Замволт» не способны получать виртуальную целительную микстуру и магические мечи с помощью своих консолей, то в таком случае они используют лишь внешние атрибуты видеоигр. В этом случае форма берет верх над функцией.
Однако при всей практичности подхода ВМС одной дружественности по отношению к геймерам оказалось недостаточно для того, чтобы сохранить несчастные корабли «Замволт». В целом они представляет собой нечто среднее между кораблями класса «Монитор» времен гражданской войны и плавающим острым столовым ножом — угловатые контуры позволяют сводить к минимуму их профили на радарах, тогда как их реактивные снаряды способны наносить удар по целям, расположенным на расстоянии 63-х милей. Предполагалось, что эсминцы «Замволт» смогут использовать весь этот высокотехнологичный набор средств для оказания огневой поддержки американским войскам, однако руководство ВМС пришло к выводу о том, что им не хватает противовоздушных, противоракетных и глубинных вооружений для того, чтобы быть эффективными с точки зрения затрат.
Вместо покупки 32 эсминцев «Замволт» ВМС решило приобрести только три. Игра закончена, приятель.
Тем не менее идея относительно создания боевого корабля, разработанного для геймеров, оказалась исключительно привлекательной для Рекса Брайнена (Rex Brynen), профессора политологии Университета МакГилла (McGill University) и редактора блога PAXsims, посвященного симуляции конфликтов. Брайнен подверг язвительной критике некоторые представления о том, как этот эсминец может действовать, в том числе такие: «Никого не беспокоит уязвимость этого эсминца для противокорабельных ракет, а также недостаточное количество у него вооружений ближнего боя, и это происходит из почти религиозной веры в то, что они каким-то образом "возродятся" в Сан-Диего, Норфолке или в Вирджинии, если будут потоплены». Вот еще один пример: «Если матросам будет скучно, то они имеют возможность развлечь себя, набросившись на тех новобранцев, которые еще не овладели тонкостями морского боя».
Лично мне больше нравится мнение, оказавшееся на полке товаров со скидкой: «ВМС противников подождут несколько лет, а затем купят эсминцы класса "Замволт" за одну десятую первоначальной цены на портале Steam».
В дополнение к комментариям Брайнена я могу привести несколько своих собственных относительно того, как может выглядеть корабль с командой из геймеров.
— Двигатель корабля будет работать на смеси напитков Mountain Dew и Red Bull.
— При приближении вражеских ракет автоматически будет запущен снаряд с диапольным отражателем, который создаст облака из чипсов Doritos для того, чтобы ввести в заблуждение радары наведения.
— Боевые дисплеи корабля будут иметь систему предупреждения, основанную на рейтинге Американской киноассоциации PG-13, то есть с родительским контролем.
— Команда корабля может использовать китайскую игру Gold Farmers для его управления, а матросы в это время будут расслабляться на палубе.
— Если какой-нибудь эсминец класса «Замволт» получит пробоину, то подрядчики министерства обороны создадут необходимую вставку в программу — если ВМС будут готовы ждать два года до выхода «Замволт 2.0».
— Союзники Америки также будут приобретать корабли класса «Замволт», только в версии для компьютеров Macintosh. Проведение совместных операций станет невозможным.
— ВМС займется сбором средств для ввода в строй оставшихся кораблей, находящихся почти в полной готовности. Те налогоплательщики, которые пожертвуют 5 тысяч долларов, получат игрушечный эсминец «Замволт», стреляющий управляемыми с помощью лазера шариками с краской (сами шарики приобретаются отдельно по цене 1 миллион долларов за штуку).
Если говорить серьезно, то, несмотря на все недостатки кораблей класса «Замволт», руководители ВМС были правы, обратив внимание на геймеров. Большинство эсминцев «Замволт» так и не войдут в состав ВМС, однако представители поколения видеоигр, несомненно, будут там служить, и так будет продолжаться еще долго. Если заимствования из игровой приставки Xbox способствуют появлению умелых моряков, то следует позаботиться о джойстиках.