Подписание договора об ассоциации с Европейским союзом в минувшую пятницу украинский президент Петр Порошенко назвал вторым по важности событием для Украины после восстановления независимости в 1991 году. Речам на торжественных мероприятиях свойственно немного помпезности, но сейчас это вряд ли можно отнести к хору сторонников президента России Владимира Путина, на взгляд которых, Украина совершила «трагическую ошибку» и встала на «Балтийский путь».
Историческую значимость на долгосрочную перспективу подписанных Украиной, Грузией и Молдавией договоров с ЕС нынешние правители России серьезно оценили уже четыре месяца назад, начав агрессию на Украине именно для того, чтобы не допустить ее становления на Балтийский путь, чего украинцы требовали от президента Виктора Януковича, который в ноябре прошлого года в последний момент отказался подписать такой договор. Президент Порошенко особо подчеркнул это, подписывая договор той же ручкой, которая была подготовлена для Януковича.
На прошлой неделе была подписана вторая часть договора об ассоциации – об углубленной и всеобъемлющей зоне свободной торговли (DCFTA). Это сразу же влечет за собой важные геополитические последствия: Украина больше не является даже гипотетическим кандидатом в создаваемые Путиным Таможенный союз и Евразийский союз, или в восстановленную Российскую империю.
Этот союз уже давно не был альтернативой для Грузии, выбор которой в пользу Запада Москва пыталась предотвратить, оккупировав в 2008 году часть территории государства, и больше не альтернатива для Молдовы, которая объявила о своем западном выборе осенью 2013 года, подписав политическую часть договора об ассоциации с ЕС, как это в свое время сделала Грузия. Соглашение с ЕС о свободной торговле несовместимо с участием в каком-либо экономическом союзе, в котором доминирует Москва. Как после подписания договора отметил премьер-министр Молдовы Юрие Лянкэ: «Молдова сделала свой выбор, и этот выбор окончательный – это европейская интеграция».
Однако в особенности договор Украины с ЕС ставит точку под Евразийским союзом как проектом новой Российской империи. Ни Казахстан с Белоруссией, объединившиеся с Россией в Таможенный союз, ни Армения, которая была вынуждена согласиться на участие в этом союзе, не сделают Евразийский союз новым СССР, или Российской империей. Путин это, наверное, понимает не хуже, чем советник по вопросам национальной безопасности бывшего президента США Джимми Картера Збигнев Бжезинский, который еще в 1997 году сказал, что «без Украины Россия перестает быть Евразийской империей», и существование Украины как независимого государства преобразует также Россию. По этой причине война Путина против Украины – это война за свою и не преобразованную – имперскую и авторитарную - Россию.
Существование украинского государства само по себе еще не означало его независимость от России, пока под руководством Януковича это государство было таким же, как Россия. И соглашение с ЕС о свободной торговле еще не означает, что Украина это европейское государство. Дорожной картой к отличию от России является подписанная Украиной 21 марта политическая часть договора об ассоциации. Она предусматривает тесное сотрудничество структур Украины и ЕС с целью реформ в самых различных сферах и приближение развития государства к нормам и стандартам ЕС.
Очевидно, самым важным следует считать предусмотренное в договоре сотрудничество по укреплению верховенства закона и необходимой для этого независимости судов. Во время режима Януковича судебная власть фактически была ответвлением исполнительной власти. С этим самым тесным образом будет связано сотрудничество с ЕС в борьбе с коррупцией (в 2013 году, по оценке международной антикоррупционной организации Transparency Internаtional, Украина была самой коррумпированной из европейских стран), а также укрепление прав человека и демократических принципов.
Договор, который еще должны ратифицировать все страны-члены ЕС, предусматривает постоянный диалог и сотрудничество между ЕС и Украиной, но это будет долгий и вряд ли простой процесс, как мы знаем по своему опыту в Балтии, «ужасной» судьбой которой – «разваленной промышленностью», «фашистскими правительствами», «массовым бегством людей», «финансовым рабством», «диктатом Брюсселя» и т.д. – теперь пугает украинцев Москва. Но определенный в договоре путь политических, экономических и правовых реформ может действительно привести Украину туда, где сейчас находятся страны Балтии – в Европейский союз. И президент Порошенко после подписания документа именно так это и оценил – как начало процесса присоединения.
Можно не сомневаться, что Путин постарается, чтобы этот путь был для Украины максимально тяжелым, и чтобы цели не удалось достичь. МИД России сразу после подписания договора предупредил, что это будет иметь «серьезные последствия». Советник Кремля Сергей Глазьев обругал Порошенко «нацистом». А сам Путин достаточно прозрачно пообещал, что «попытки заставить Украину сделать искусственный выбор между Россией и ЕС» приведут к «болезненному внутреннему конфликту». Право: Крым уже аннексирован, а восточную Украину задумано превратить в зону постоянного вооруженного конфликта.
Однако в лучшем случае это кратковременные тактические успехи России. На долгосрочную перспективу и стратегически Кремль продолжает проигрывать. Несмотря на его «кнут и пряник», Украина, Грузия и Молдавия выбрали Балтийский путь, или путь западной интеграции.
Перевод: Лариса Дереча.