Один из онлайновых новостных сайтов сообщил в среду о том, что американские разведывательные и правоохранительные органы осуществляли слежку за электронной почтой нескольких известных американских мусульманских активистов и адвокатов, что вызвало протесты со стороны защитников гражданских свобод, а также публикацию резкого по тону опровержения со стороны правительства.
В пространной статье, появившейся на веб-сайте Intercept, говорится о том, что Агентство национальной безопасности (АНБ) и Федеральное бюро расследований (ФБР) осуществляли наблюдение за электронной почтой пяти американских мусульман в рамках мероприятий, направленных на выявление иностранных террористов и шпионов.
Согласно опубликованным данным, эта слежка, судя по всему, проводилось на основании Закона о наблюдении за иностранными разведками, который требует от правительства предоставления обоснованных данных, позволяющих сделать вывод о том, что американские объекты наблюдения являются агентами иностранных государств или террористами, что они вовлечены в преступную деятельность или могут быть причастны к ней. В статье подчеркивается, что пока не ясно, были ли выданы соответствующие ордера, и что послужило основанием для проведения слежки.
В опубликованной на сайте Intercept статье сообщается о том, что эти пять человек отрицают свою причастность к терроризму или к шпионажу, и никто из них не является сторонником насильственного джихада и не был замешан ни в каких преступлениях. Некоторые из них, как указано в статье, полагают, что они стали объектами слежки лишь потому, что они мусульманского происхождения.
В опубликованной на сайте Intercept статье, которая является результатам продолжавшегося три месяца расследования, выдвигаются обвинения против правительства, которое, по мнению авторов публикации, осуществляло слежку, нарушая при этом конституционные права людей.
«С 11 сентября 2001 года американские мусульманские сообщества являются объектом для применения против них представителями правоохранительных органов той же тактики, которая использовалась против группировок, выступавших за гражданские права афроамериканцев в 1960-х и 1970-х годах, — подчеркнула Фаиза Пател (Faiza Patel), соуправляющая программы "Свобода и национальная безопасность" Центра Бреннана в поддержку справедливости (Brennan Center for Justice). — Выбирая в качестве объектов для полномасштабного тайного наблюдения лидеров этих сообществ, ФБР перевело свою тактику на другой уровень. Как может кто-нибудь из нас, выступающих за укрепление прав американских мусульман, чувствовать себя свободно при выполнении своей работы, если мы опасаемся того, что правительство может следить за каждым нашим шагом?»
Правительство отвергло высказанные обвинения.
«Совершенно не соответствуют действительности утверждения о том, что разведывательные ведомства Соединенных Штатов проводят электронное наблюдение за политическими, религиозными фигурами или различного рода активистами только на том основании, что они не согласны с политикой государства или критикуют правительство, — подчеркивается в совместном заявлении Управления директора национальной разведки (ODNI) и Министерства юстиции.
Опубликованная статья была основана на документах, переданных бывшим подрядчиком АНБ Эдвардом Сноуденом, и среди них оказалась также электронная таблица со списком тысяч электронных адресов, за которыми велось наблюдение в период между 2002 и 2008 годом.
В одном документе для проведения тренинга, относящемся к 2005 году, содержались пренебрежительные высказывания по отношению к мусульманам, а один из выдуманных объектов был назван там "Мохаммедом тряпкоголовым" (Mohammed Raghead).
"Использование слова "тряпкоголовый" при обучении сотрудников разведки вызывает отвращение", — подчеркнула Элизабет Гойтейн (Elizabeth Goitein), программный директор (вместе с Патель) Центра Бреннана. Теперь администрация должна предоставить объяснения и оправдание своих действий, которые очень похожи на превышение полномочий при организации слежки сотрудниками разведывательных ведомств».
Официальный представитель АНБ Вэни Вайнс (Vanee M. Vines), не подтвердившая истинность документа по проведению тренинга, отметила, что «АНБ не использовало и не стало бы использовать для проведения официального тренинга документ, который включал бы такого рода оскорбительные или подстрекательские слова. Любое использование сотрудниками ведомства расовых или этнических стереотипов, инсинуаций или любых других подобного рода оскорбительных слов или выражений является неприемлемым и не соответствует политике АНБ и его основным ценностям».
Управление директора национальной разведки и Министерство юстиции напрямую не упомянули дела этих пяти человек, однако их представители в данном случае исходили из того, что осуществленное наблюдение было вызвано их политическими и религиозными взглядами. «В отличие от других государств, Соединенные Штаты не ведут наблюдения за коммуникациями граждан для того, чтобы подавить критику или поставить людей в невыгодное положение на основании их этнической принадлежности, сексуальной ориентации или религии», — подчеркивается в документе.
За «редкими исключениями», в том числе при чрезвычайных обстоятельствах, американские разведывательные ведомства должны иметь судебный ордер, выданный Судом по наблюдению за иностранными разведками (Foreign Intelligence Surveillance Court) для проведения слежки с использованием электронных средств за любым гражданином Соединенных Штатов или законным постоянным резидентом, подчеркивается в совместном заявлении двух ведомств.
Активисты, выступающие в защиту гражданских свобод, сообщили сайту Intercept, что закрытый характер этого процесса не позволяет узнать, какого рода свидетельства использовались для получения разрешения на проведение слежки. Они также отметили, что еще никогда не публиковались ни запросы, ни решения суда по поводу наблюдения за действиями иностранных разведок — их не показывают даже обвиняемым или их адвокатам в делах, в которых правительство затем выдвигает обвинения, основанные на данных проведенных наблюдений.
«Никто в Соединенных Штатах не может стать объектом слежки только в результате действий на основании Первой поправки, в том числе при организации публичных собраний, проведения кампаний, при написании критических статей или выражении своих личных взглядов, — подчеркивается в совместном заявлении Управления директора национальной разведки и Министерства юстиции. — С другой стороны, человек, которого суд признает агентом иностранной державы в полном соответствии с существующими строгими правилами, не может быть исключен как объект наблюдения только по причине его или ее профессии».