Бразилия давно не видела такого наплыва гостей из стран Латинской Америки.
На чемпионат мира по футболу приехали 70 тысяч болельщиков из Аргентины, 40 тысяч мексиканцев, 30 тысяч колумбийцев, 20 тысяч эквадорцев, 15 тысяч костариканцев.
На улицах бразильских городов постоянно слышна испанская речь. Бразильцы с иронией говорят о массовом нашествии латиноамериканских братьев.
Спорт объединяет людей и одновременно вызывает дух соперничества, как это видно на примере таких стран, как Бразилия и Аргентина.
Воспользуемся и мы столь благодатной почвой, чтобы поразмышлять о внешней политике Бразилии по отношению к своим латиноамериканским соседям.
Отправной точкой станет анализ внешнеполитического курса Бразилии за последние 20 лет.
Во-первых, экономические интересы Бразилии достаточно диверсифицированы и сложны по отношению к зарубежным странам, особенно это заметно в Латинской Америке.
Бразилия стремится переориентировать свою экономику в сторону сближения со странами латиноамериканского региона. На повестке дня стоят интеграционные процессы в таких сферах как торговля, инвестиции, энергетика, инфраструктура, борьба с незаконным оборотом наркотиков, защита окружающей среды.
Следует напомнить, что в прошлом, внешняя политика Бразилии не была ориентирована на страны Латинской Америки, а была направлена на установление особых отношений с США и поиска особого места в глобальной структуре мировой власти.
Во-вторых, Бразилия, учитывая масштабы своей территории, экономический и военный потенциал всегда стремилась занять лидирующее положение в мире. Бразилия похожа на капитана дворовой команды, который владеет мячом, но не знает, как им распорядиться на незнакомом футбольном поле.
У Бразилии четко прослеживается синдром недоверия по отношению к своим соседям по региону. Симптомы субимпериализма и «живой границы» лишь тормозят продвижение страны вперед.
Бразилия столкнулась со старой внешнеполитической дилеммой —
попытаться занять лидирующее место в мире, опираясь на усиление региональной интеграции или самостоятельно пойти по пути установления особых отношений с США, Европой и Азией.
Следуя нашей гипотезе, можно заключить, что особое место Бразилии в мировом порядке не основывается на противопоставлении себя такой мировой державе как, например, США, а скорее заключается в дипломатии «мягкого балансирования».
Другими словами, Бразилия выступает за создание эффективных международных структур и экономических блоков, таких как БРИКС, Южноамериканский общий рынок (МЕРКОСУР), УНАСУР, G-21, которые бы могли выступать в качестве сдерживающего фактора по отношению к супердержаве.
Рассмотрим более детально, что включает в себя так называемая стратегия «мягкого балансирования», которую использует Бразилия.
Во-первых, Бразилия рассматривает себя как развивающуюся державу, способную в будущем превратиться в супердержаву.
Во-вторых, бразильцы полагают, что у них есть достаточно потенциала, чтобы предоставить международному сообществу услуги и товары в таких сферах как экономика и безопасность.
В-третьих, Бразилия не связывает свою возрастающую роль в мире с усилением военной составляющей.
Вместе с тем, активная позиция Бразилии на мировой арене не ведет к усилению ее лидерства на региональном уровне, так как среди бразильской элиты сохраняется «местническая» международная и политическая культура, которая направлена на то, чтобы больше внимания обращать на себя и не идентифицировать себя с южноамериканской культурой. В общественном сознании бразильцев доминирует превосходство по отношению к своим соседям, за исключением, может быть, Аргентины.
В сложившейся ситуации изменение внешней политики Бразилии может произойти по двум направлениям: по пути многогранной интеграции или селективной. В том случае если выбор будет сделан в сторону многогранной интеграции, то Бразилия неизбежно станет неотъемлемой частью Южного конуса со всеми вытекающими отсюда последствиями как положительными, так и отрицательными.
Бразилии необходимо будет разработать стратегию, направленную на реализацию всесторонней структурной интеграции с латиноамериканским регионом. Такая стратегия подразумевает, не только экономическую интеграцию, но и глубокие социальные преобразования, в том числе создание механизма компенсации странам со слабо развитой экономикой.
Учитывая, что на континенте находятся страны с различными политическими и экономическими системами, многогранная интеграция подразумевает строгое соблюдение принципа невмешательства во внутренние дела других государств.
В том случае, если Бразилия выберет курс на проведение селективной интеграции, то это приведет к тому, что страна займет более жесткую, трезвую и прагматичную позицию по отношению к своим соседям, столь характерную для эпохи «Золотого канцлера» Бразилии — барона де Рио-Бранко. (Прим. пер. Барон де Рио-Бранко прославился тем, что мирным путем, с помощью переговоров и арбитража сумел разрешить с 1893 года по 1909 год все территориальные проблемы Бразилии с соседними латиноамериканскими странами, добившись для своей страны немалых земельных приращений).
Не теряя хорошей осанки, столь характерной для «тропических лордов», бразильцы должны признать, что мир не заканчивается по линии экватора, а интеграция со странами региона не является неизбежной и необходимой.
В этом случае бразильская дипломатия должна обозначить по отношению к своим соседям приоритетные экономические и политические задачи, которые имеют непосредственное отношение к ее национальным интересам. Это позволит Бразилии впоследствии перейти в «высшую политическую лигу».