Основными темами обзоров этой недели стали политические анализы действий противоборствующих сторон украинского конфликта, Чемпионат мира по футболу, знаменитый Оперный фестиваль в Савонлинне, и Чемпионат мира по ношению жен.
Финские газеты Uusi Suomi (04.07), YLE (04.07), Iltalehti (04.07) и другие издания написали, что Александер Стубб совершил свой первый визит в Швецию в роли премьер-министра. Он встретился с премьер-министром Швеции Фредриком Рейнфельдтом. Главы правительств соседних стран обсудили сотрудничество в области оборонной политики, необходимость стимулирования экономического развития в Европе и украинский кризис. Авторы статей отметили, что, комментируя возможность ввода новых санкций ЕС против России, премьер-министр Стубб потребовал учесть интересы Финляндии. Он подчеркнул, что если российская экономика сократится на 3%, ВВП Финляндии сразу сократится на 0,5%. Стубб отметил, что сам он выступает за членство в НАТО, но этот вопрос не актуален в течение текущего правительственного срока.
Финские газеты Talouselämä (07.07), YLE (07.07) сообщили, что многомиллионное падение доходов от консульских сборов может привести к сокращению дипломатических миссий Финляндии. Особенно сильно уменьшилось количество визовых пошлин, собранных с российских туристов. Авторы отметили, что сейчас в бюджете недосчитывается 15 миллионов евро. Слабый рубль негативно сказался на российском туризме. Исходя из показателей начала года, российским туристам в этом году будет выдано почти на 20 % меньше виз, чем в среднем за последние годы.
Председатель комиссии парламента по иностранным делам Тимо Сойни называет планы закрытия посольств «вредной инициативой», написала компания YLE (07.07). Тимо Сойни считает, что закрытие посольств может нанести вред международной репутации Финляндии, а также экономике и экспорту страны. По его мнению, недостающие 4 — 6 миллионов евро можно получить путем перераспределения бюджетных средств, в частности — из денег, выделяемых финским правительством развивающимся странам.
Телерадиовещательная компания YLE (08.07) на своем информационном сайте опубликовала интервью с финскими экспертами, главной темой обсуждения стала ситуация на юге-востоке Украины. По мнению военного эксперта с кафедры стратегии Академии национальной обороны капитана Олли Тейриля, украинской армии предстоит крайне сложная задача по взятию Донецка и разгрому сепаратистов в городе с миллионным населением. По словам Тейриля, состояние украинской армии, несмотря на успехи в Славянске и других небольших городах юго-востока Украины, является все же довольно слабым, и поэтому взятие Донецка, куда отступили основные силы сепаратистов, будет нелегкой задачей. Тейриля полагает, что сепаратисты выбрали тактику отступления из-за того, что поняли, что не могут более рассчитывать на военную помощь со стороны России. «Если бы они остались воевать в Славянске или в других небольших городах, они рисковали бы потерпеть поражение в борьбе с украинской армией. Они выбрали такую тактику, чтобы сконцентрировать свои силы в крупных городах».
Другой финский политик — директор Александровского института при Хельсинкском университете, профессор Маркку Кивинен — считает, что успехи украинской армии еще не означают, что в кризисе наступил переломный момент. В то же время исход противостояния начинает проясняться. Кивинен говорит, что, судя по всему, Россия не намерена оказывать сепаратистам существенной военной помощи. «Многое будет зависеть от того, что произойдет в Донецке. Если осада будет длительной и будет много жертв, тогда ситуация может измениться». Военный эксперт считает, что любой символический жест помощи со стороны России придал бы сепаратистам новые силы, но Россия действует прагматично и хочет сохранить возможность ведения переговоров с киевским правительством.
Финская газета Suomen kuvalehti (09.07) опубликовала интервью с рядом финских политических экспертов. Руководитель программы Института внешней политики Мика Аалтола считает, что намерения Путина слабо выражены. Аалтола задается вопросом: «Чего действительно хочет Россия на юго-востоке Украины?» После крымского референдума мотивы решений Путина были ясно обозначены в выступлении во время торжеств по поводу присоединения Крыма. Теперь же Восточная Украина находится в осаде украинской армии. Сами сепаратисты подтвердили, что они вели диалог с Москвой. По мнению Аалтолы, прямая помощь России в данном случае невозможна, а скрытая — оказывается. Россия рекрутирует солдат в восточную Украину через ветеранские организации, а это и есть пример скрытой войны. В тоже время Путину удалось расшевелить волну национализма. Аалтола считает, что для России худший вариант, если украинские войска вторгнутся в Восточную Украину.
В свою очередь старший научный сотрудник Синикукка Саари считает, что сначала поддерживать кризис было выгодно как сепаратистам, так и России. Военная власть и дух зависят от сохранения хаоса, а Россия благодаря этому могла оказывать давление на некоторые области восточной Украины. Сейчас Саари уверена, что Россия дает ситуации успокоиться и стремится к возможности ведения переговоров с Украиной.
Однако руководитель исследований Александровского института Маркку Кангаспуро считает, что в Киеве должны услышать и ту часть Украины, которая экономически и культурно ориентирована на Россию.
Телерадиовещательная компания YLE (09.07) опубликовала интервью исследователя Александровского института Ханны Смит. По ее мнению, в России противоречиво относятся к урегулированию кризиса на юго-востоке Украины. Властная элита должна прислушиваться к мнению простого народа, который, судя по опросам, не поддерживает оказание военной помощи противникам киевской власти. По ее словам, о такой позиции говорят, в частности, результаты недавнего исследования, проведенного «Левада-Центром». Пока, однако, нет конкретных свидетельств того, что Россия прекратила поставки военной помощи сепаратистам юго-востока Украины. Смит отмечает, что в российских СМИ даже критикуют Путина за излишнюю «мягкость» в вопросах помощи противникам Киева. Также среди самих сепаратистов раздаются недовольные голоса в адрес России. Смит считает, что угроза новых санкций имеет эффект устрашения, так как они коснутся непосредственно важных для российской экономики отраслей, в частности — энергосектора. Именно он приносит основную часть доходов в бюджет России, напоминает Ханна Смит.