Польская контрразведка информировала правительство Дональда Туска (Donald Tusk) об угрозе получения российским бизнесменом очередного пакета акций холдинга Grupa Azoty. Однако отчет Агентства внутренней безопасности не приняли во внимание.
В начале июня российский мультимиллиардер Вячеслав Моше Кантор, глава химического концерна «Акрон», при посредничестве связанной с ним люксембургской компании Norica Holding купил у миноритарных акционеров 2,75 миллионов акций польского холдинга Grupa Azoty. Российскому бизнесмену принадлежит теперь 20% акций холдинга, благодаря чему он может ввести собственного представителя в наблюдательный совет, получив доступ к документам, инвестиционным планам и важным данным в сфере исследований и развития компании.
Концерн, в состав которого входят ведущие польские химические предприятия, считается компанией стратегического значения. Это крупнейший в Польше и один из самых крупных в Европе производитель минеральных удобрений, а одновременно один из самых главных потребителей газа в стране. Четыре основных предприятия Группы суммарно потребляют в год более 2,3 млрд. кубометров газа, что составляет 17-18% от всего польского рынка. Несмотря на стремление к диверсификации поставок, большая часть сырья поступает из России.
Поэтому тот, кто контролирует холдинг Grupa Azoty, влияет на весь польский рынок: на цену газа внутри страны, на развитие терминала СПГ в Свиноуйсьце и, что может оказаться особенно важным, на возможное использование месторождений польского сланцевого газа.
«Россияне много месяцев подряд настойчиво старались получить контрольный пакет акций Grupa Azoty. Осенью прошлого года я задал Павлу Тамборскому (Paweł Tamborski), который был тогда заместителем министра госказначейства, вопрос о том, какие у него планы на случай возникновения такой угрозы. Я услышал, что опасаться нечего, потому что ведомство держит все под контролем. Правда оказалась совсем иной», — рассказал Do Rzeczy депутат партии «Право и Справедливость» (PiS) Петр Наимский (Piotr Naimski), бывший замминистра экономики.
Как нам удалось выяснить, контроль над положением холдинга Grupa Azoty и действиями потенциальных конкурентов был возможен благодаря антикоррупционной защите Агентства внутренней безопасности. Однако кто-то в правительстве не придал значения информации Агентства, и в результате российский гигант смог претворить свой план в жизнь. Остается вопрос, было ли это упущением чиновников или целенаправленными действиями.
Агентство начало следить за процессом приватизации Grupa Azoty больше двух лет назад. 12 марта 2012 года такое решение принял глава МВД Яцек Чихоцкий (Jacek Cichocki). Как следует из нашей информации, за это время Агентство неоднократно сообщало правительству и Министерству госказначейства об угрозах, связанных с попытками взять польский холдинг под контроль. При этом указывалось, в частности, на действия Вячеслава Кантора и концерн «Акрон». Сведения о том, что компания, связанная с российским бизнесменом, скупает акции Grupa Azoty у миноритарных акционеров, контрразведка получила и на этот раз.
«Агентство направило сообщение данного содержания в соответствующие ведомства, а также министру, отвечающему за надзор за приватизацией холдинга», — говорит наш источник в Агентстве. Он добавляет, что информация была передана правительству заблаговременно, и у Министерства госказначейства было время на то, чтобы предпринять какие-нибудь шаги.
Агентство внутренней безопасности не дает официальных комментариев по этому делу, прикрываясь служебной тайной. Пресс-секретарь Агентства подполковник Мачей Карчиньский (Maciej Karczyński) сообщил нашему изданию, что действия, связанные с приватизацией Grupa Azoty оставались в круге интересов контрразведки и под ее наблюдением. «Мы неоднократно передавали сведения, касающиеся этого дела соответствующим государственным органам, однако мы не можем раскрывать детали наших действий», — заявил Карчиньский.
Агентство не раскрывает также содержания направлявшихся правительству документов с сообщениями об угрозах в отношении холдинга Grupa Azoty, объясняя, что фигурирующие в них данные секретны. По мнению Громослава Чемпиньского (Gromosław Czempiński), экс-руководителя Управления охраны государства, Агентство внутренней безопасности в ходе своих действий не могло не получить информации о скупке акций Grupa Azoty компанией Norica Holding. «Получение и анализ таких сведений — это основа обеспечения безопасности приватизационных процессов, которой занимаются спецслужбы. Интересно, на каком правительственном уровне эта информация застряла», — говорит Чемпиньский.
Мы адресовали вопрос об этом деле Министерству госказначейства, однако не получили от него ответа. «Сведения о действиях контрразведки могут быть обнародованы только в исключительных случаях», — сказал пресс-секретарь ведомства Агнешка Яблоньска-Тваруг (Agnieszka Jabłońska-Twaróg).
Человеком, который отвечал в этом министерстве за приватизацию компании Grupa Azoty, был заместитель министра Павел Тамборский. Именно к нему должна была поступить информация Агентства внутренней безопасности. В начале июня, за несколько дней до того, как компания Norica Holding официального завершила процесс покупки акций у мелких инвесторов, Тамборский ушел из министерства. Он должен стать новым руководителем Варшавской фондовой биржи. Связаться с ним нам не удалось: вопросы, которые мы направили в адрес биржи до закрытия номера Do Rzeczy, остались без ответа.
«Проблема очень серьезная. Если Агентство внутренней безопасности сообщало, что "Акрон" или сам Кантор скупают или собираются скупать у миноритарных акционеров акции, а правительство это проигнорировало, мы имеем дело со скандалом», — полагает депутат Лукаш Гибала (Łukasz Gibała) — член Комитета по экономике в Сейме.
Война за польскую экономику
Между тем израильский информационный портал Likudnik опубликовал недавно статью, в которой сообщалось, что россияне ведут борьбу за то, чтобы взять под контроль всю польскую экономику. По данным портала, основную роль в российских действиях играет как раз глава «Акрона» Вячеслав Кантор, а неофициальную поддержку ему оказывал экс-заметитель министра госказначейства Тамборский. Как пишет портал, целью всей операции было получение Кантором контроля над холдингом Grupa Azoty и химической группой Ciech, благодаря чему российский бизнесмен стал бы крупнейшим производителем минеральных удобрений в Европе. О бывшем замминистра сказано было, в частности, следующее: «В ближайшем окружении Кантора царит убежденность, что Тамборский — этого его самая сильная карта». Сам Кантор в прошлом году убеждал в эфире канала TVP Info, что когда он заинтересовался польским холдингом, сам Тамборский уговаривал его увеличить в нем долю.
Июньская покупка акций, которую Кантор осуществил при помощи компании Norica Holding, была не первой попыткой получить контроль над Grupa Azoty. До этого он пытался осуществить недружественный захват Азотного комбината «Тарнув».
В мае 2012 года компания Norica Holding объявила так называемую публичную оферту на покупку до 66% акций предприятия в Тарнуве. Ей тогда удалось купить у миноритарных аукционеров 12,03% акций, а сам Кантор при посредничестве других, связанных с ним компаний, приобрел еще 1,2% акций, чтобы позднее получить еще несколько процентов.
Миколай Будзановский (Mikołaj Budzanowski), который был тогда министром госказначейства, смог помешать Кантору получить контрольный пакет акций комбината в Тарнуве благодаря, в частности, увеличению капитала предприятия и согласию на консолидацию всего холдинга Grupa Azoty (к Турнуву добавились предприятия в Пулавах, городах Кендзежин-Козле и Полице).
Между тем меньше чем через год после войны за польские азотные предприятия, выяснилось, что среди людей, которые поддерживали в этом деле российского магната, был, в частности, Александр Квасьневский (Aleksander Kwaśniewski), давно знакомый с Кантором. Квасьневский интересовался возможностью продажи компании Azoty Tarnów россиянам у Дональда Туска. В интервью TVP Info Кантор, в свою очередь, говорил, что формулу публичной оферты на покупку акций предложил ему не кто иной, как Тамборский.
Стоит ли за действиями родившегося в Москве и проживающего в Швейцарии миллиардера, бизнесмена с израильским и российским паспортами, президента Европейского еврейского конгресса, главы российской компании «Акрон» и химической фабрики в Китае, а также портовых терминалов в Эстонии, не только бизнес, но и политика Российской Федерации?
«Идеи, будто за вхождением в холдинг Grupa Azoty скрываются какие-то другие интересы помимо бизнеса, это сумасшествие. Конечно, россияне — специфические инвесторы, потому что крупный частный бизнес в России всегда связан со спецслужбами, но, ради бога, давайте не будем впадать в безумие!» — уверяет депутат партии «Гражданская платформа» Антони Менжидло (Antoni Mężydło) — заместитель руководителя Комитета по экономике в Сейме.
Однако без благосклонности российских властей предпринимательская карьера Кантора, наверняка, не была бы такой легкой. В 1993 году он стал владельцем 33% акций приватизировавшейся тогда компании «Акрон», заплатив за них 200000 долларов (между тем сумма годовой прибыли концерна от продажи удобрений достигала тогда 560 млн. долларов). Годом позже за столь же смешную сумму бизнесмен приобрел смоленский комбинат «Дорогобуж», который он включил в «Акрон». Через 20 лет он владел уже 83% акций концерна. Сейчас его имущество оценивается в 2,4 млрд. долларов. Вячеслава Кантора считают также близким приятелем Владимира Путина.
В 2013 году газета Rzeczpospolita обнародовала информацию о том, что делегация польского парламента под руководством Гжегожа Схетыны (Grzegorz Schetyna) и Влодзимежа Чимошевича (Włodzimierz Cimoszewicz), приехавшая в феврале в Москву на переговоры с Комитетом Совета Федерации по международным делам, услышала требование немедленно продать акции холдинга Grupa Azoty владельцу «Акрона». В сентябре 2013 года президент Путин направил Кантору поздравления с 60-летием. «Вас знают как успешного предпринимателя, одного из достойных представителей российского делового сообщества, как яркого, творческого человека, уделяющего внимание значимой общественной, благотворительной деятельности», — писал президент.
Война продолжается
Министерство госказначейства уверяет, что угрозы захвата российским «Акроном» холдинга Grupa Azoty уже нет. «Покупка компанией Norica Holding 20% акций не представляет угрозы для стратегической безопасности государства. Уставной капитал холдинга в 33% находится под непосредственным контролем Государственного казначейства. Это блокирующий пакет, он позволяет практически полностью пресечь проведение без согласия Госказначейства стратегических мероприятий, касающихся компании, то есть изменение ее устава, раздел, объединение или преобразование», — утверждает Агнешка Яблоньска-Тваруг.
Однако сомнения остаются. 22,53% акций Grupa Azoty находятся в руках миноритарных акционеров. Именно они в мае и июне продавали свои акции Кантору.
«Химическая промышленность имеет настолько важное значение, что такая беспечность Государственного казначейства неуместна. Если оно хочет сохранить контроль над холдингом, оно должно стремиться к увеличению доли акций, находящихся в польских руках», — полагает депутат Наимский. В ином тоне, чем пресс-секретарь Министерства госказначейства высказался также в прошлую среду заместитель главы ведомства Рафал Баняк (Rafał Baniak) на заседании профильного Комитета в Сейме. «Процесс, связанный с попыткой недружественного захвата, потому что мы воспринимаем действия россиян именно так, продолжается», — говорил Баняк. Он добавил, не сообщая подробностей, что его министерство работает над различными концепциями, которые «позволят успешно выйти из процесса, запущенного Norica Holding».
В химической отрасли говорят, что следовало бы включить в Группу часть химического предприятия Anwil SA из города Влоцлавек. Таким образом при помощи компании PKN Orlen (основного акционера Anwil) можно было бы увеличить капитал и уменьшить в нем размер «российской доли».