Недавно канцлер Германии Ангела Меркель находилась с официальным визитом в Китае. Если учесть, что эта поездка в КНР стала седьмым официальным визитом с тех пор, как в 2005 году Меркель заняла кресло федерального канцлера, можно сказать, что германский лидер регулярно, практически ежегодно посещает эту страну. Данную ситуацию можно интерпретировать как показатель высокого значения, которое Германия придает Китаю. Отношения лидера ЕС Германии и Китая, ставшего важнейшей мировой силой после США, несомненно требуют самого внимательного наблюдения. Последний визит Меркель оказался на повестке дня еще и потому, что он состоялся в период заметного роста напряженности в отношениях Германии и США из-за скандала с прослушиванием телефонных переговоров Меркель и задержанием агента германской разведки по подозрению в шпионаже в пользу Вашингтона.
В ходе визита Меркель в Китай внимание было сфокусировано в большей степени на экономике и торговле. Но, даже если принять, что экономические отношения находятся в центре сотрудничества двух государств, все же можно утверждать, что у этих отношений есть и политическое измерение. Китай — важнейший неевропейский торговый партнер Германии после США. В 2013 году экспорт Германии в Китай составил 67 миллиардов евро, а импорт Германии из Китая был равен 73 миллиардам долларов (так в тексте, но следует читать «евро» — прим. ред.). Внешнеторговый дефицит Германии - налицо. Поскольку этот дефицит, существующий во внешней торговле с Китаем, со временем лишь растет, Германия стремится принять меры предосторожности и увеличить объемы экспорта Германии в КНР. Так, прибыв в Китай в сопровождении большого количества германских предпринимателей, Меркель показала, как много значат для нее торговые отношения двух государств. Торговля Германии и Китая составляет одну треть общего объема торговли Китая и ЕС. Таким образом, важнейший торговый партнер Китая в Европе — Германия. Судя по тому, что главной мотивацией, лежащей в основе превращения Китая в глобальную силу, является экономический рост, а в роли двигателя экономического развития выступает экспорт, можно отчетливо увидеть, насколько важны торговые отношения двух стран и с точки зрения Китая.
Представители германских компаний, посетившие Китай вместе с Меркель, выражали недовольство тем, что китайские фирмы несанкционированно - а именно «пиратским» способом - используют технологические нововведения немцев и не соблюдают сроки оплаты, несмотря на то, что это важнейший принцип торговых отношений. В ходе переговоров также был затронут вопрос о бюрократических препонах, связывающих по рукам и ногам германские компании, желающие осуществлять прямые инвестиции в Китай. Остальные вопросы, рассмотренные в ходе контактов Ангелы Меркель с китайскими официальными лицами, касались экологической безопасности, взаимодействия в сфере энергетики, сотрудничества в области урбанизации и медицины, а также борьбы с климатическими изменениями. Ожидалось, что, как и многие лидеры западных стран, Меркель поднимет вопрос о ситуации с правами человека в Китае. Однако, несмотря на то, что практически одновременно с этим визитом в мировой прессе получила освещение информация о жестоком обращении с уйгурами в Восточном Туркестане (Синьцзян-Уйгурском автономном районе), канцлер Германии действовала весьма прагматично и не затрагивала этот вопрос.
Насколько соглашения, подписанные после переговоров Меркель и премьера Госсовета КНР Ли Кэцяна, удовлетворяют требованиям германских предпринимателей — пока сказать сложно. Как известно, бюрократические барьеры и «пиратство» возглавляют список структурных проблем Китая, и китайское руководство не слишком расположено предпринимать какие-либо действия в этом направлении. Каждый корректирующий шаг, который, по мнению Китая, способен замедлить темпы экономического роста, Пекин воспринимает как направленную против себя угрозу. Сюда же попадают риски, связанные с климатическими изменениями и безопасностью окружающей среды.
В результате переговоров немецкие и китайские компании подписали множество соглашений на сумму в несколько миллиардов долларов. Вместе с тем, было принято решение о том, что у компании Airbus Китай приобретет 100 немецких вертолетов, а Германия создаст в Китае новые центры производства автомобилей. Существенным прорывом в экономическом сотрудничестве государств стало заявление о том, что параллельно с созданием механизма консультаций будет упрощен доступ к рынкам, при этом для Германии Китай намерен открыть квоты на иностранных институциональных инвесторов в размере 12,8 миллиарда долларов. О том, что Китай и Германия будут сотрудничать по таким вопросам, как медицина (прежде всего медицинская радиология) и энергоэффективность, заявила лично Меркель.
Одним из наиболее обсуждаемых вопросов в рамках визита стало одно досадное недоразумение. Немцы специально для визита своей делегации в Китай подготовили «значки дружбы», которые должны были изображать примыкающие друг к другу флаг Германии и флаг КНР. Однако на них вместо китайского флага оказалось изображение флага Турции. Инцидент со значками, презентацию которых, как и крупный дипломатический скандал, в последний момент удалось предотвратить, и в европейской, и в китайской прессе был воспринят как «легкомыслие». Но, судя по всему, в ходе переговоров китайская сторона не поднимала этот вопрос.
За отношениями Китая и Германии, государств, каждое из которых является экономическим гигантом и играет огромную роль в политическом будущем мира, следует наблюдать крайне внимательно. Хотя отношения этих стран выстраиваются в большей степени в торгово-экономическом измерении, не стоит забывать, что экономическое сотрудничество лежит в основе политического взаимодействия. Тот факт, что, начиная с 2005 года, Меркель осуществила семь официальных визитов в Китай, в полной мере показывает, как высоко Берлин ценит германо-китайские отношения.
При рассмотрении роли Германии как лидирующей европейской страны в составе евроатлантического союза сам собой напрашивается вывод о том, что этот визит и форма, которую в ближайшем будущем примут отношения Германии и Китая, обладают немалой важностью и с точки зрения США. В момент разгара шпионского скандала, формирующего негативный взгляд на США не только со стороны германского правительства, но и общественного мнения, посещение канцлером Германии Китая (хотя этот визит и был запланирован заранее) должен быть замечен администрацией США, особенно после возросшего беспокойства со стороны Берлина. Позиция страны, которая намерена развивать благоприятные отношения с Китаем и рассматривает Россию как стратегического экономического и торгового партнера, показывает, что Берлин стремится добиться для себя некоторой автономии в структуре евроатлантического союза. Шпионский скандал, вне всякого сомнения, сыграл роль катализатора, придавшего легитимность этим усилиям.