Чемпионат мира по футболу завершился своей обычной эффектной церемонией, и большая часть мира, как обычно, не могла не поддаться сильным впечатлениям всего этого. Именно такого результата хотел Йозеф Блаттер. Блаттер, президент Международной федерации футбольных ассоциаций (ФИФА), — организации, возглавляющей Чемпионат мира, хочет, чтобы приятные воспоминания захватывающего месяца игры затмили собой коррупцию и закулисные сделки, а также последний скандал с билетами, подорвавший его положение.
В 1998 году, когда Блаттер получил свою должность, были совсем другие времена. Социальных сетей еще не существовало, а интернет еще не стал средством распространения мнений людей, не имеющих права голоса и гражданства. Не была так сильна, как сегодня, культура активности акционеров и корпоративной социальной ответственности. Как обнаружили корпорации BP, GM и Королевский банк Шотландии, мир за всем наблюдает, все обсуждает и более не желает принимать старый тип ведения бизнеса.
У ФИФА есть две проблемы. Одна — очевидное отсутствие соблюдения общепринятой деловой практики. Подозрения в нарушениях начинаются с договорных матчей и взяточничества среди членов Исполнительного комитета ФИФА и заканчиваются вопросами о том, каким образом местом проведения Чемпионата мира 2022 года был выбран Катар.
Вторая проблема - возможно, более серьезная, т.к. она является сопутствующей: неэтичным поведением был нанесен непоправимый ущерб принципу честной игры. Когда люди видят, что организация, связанная с тем, что им дорого, настолько открыто не соблюдает простые правила, они теряют веру не только в такую организацию, но и в то, что эффективное управление в принципе достижимо. Посылается и принимается сигнал о том, что у некоторых учреждений (не важно, какого типа) есть иммунитет от проверок и контроля, и что они могут играть по своим собственным правилам.
Кодекс поведения на поле — на котором мы ожидаем, что игроки будут выкладываться на полную катушку по четким правилам, быстро применяемым независимыми судьями — фундаментально аналогичен тому, чего мы ожидаем от руководящих органов вне поля. В этом смысле ФИФА не является исключением: от всех некоммерческих и коммерческих организаций всего мира ожидается соблюдение такого кодекса поведения.
И именно поэтому проблемы ФИФА едва ли исчезнут из поля зрения. Их необходимо решать лобовой атакой: полностью сменить руководство и произвести капитальный ремонт ее структур управления. ФИФА столь же сложна, как и любая крупная международная частная или государственная организация; это должно отражаться в том, как она управляется.
Для начала ФИФА должна внедрить подлинно независимых членов правления в процесс управления — людей, которые будут задавать трудные вопросы и ставить задачи перед руководителями организации. Управление исключительно членами ассоциации не работает, и поощрение отсутствия прозрачности, возможно, сделало ФИФА более уязвимой перед теми проблемам, с которыми она сейчас столкнулась. Ни одной организации, обладающей столь значительным общественным влиянием и значением, нельзя позволять функционировать как черному ящику.
Кроме того, ФИФА должна внедрить и соблюдать более четкие ограничения сроков нахождения в должности для президента и членов правления, начиная с Блаттера, причем с немедленным их вступлением в силу. Более эффективную систему сдержек и противовесов будет нелегко создать, но она не может быть создана без появления настоящих борцов за перемены. Перед началом Чемпионата мира некоторые представители ассоциаций-членов ФИФА выступили против сохранения существующего положения вещей. Теперь мы увидим, соответствуют ли их действия словам.
Есть и другие проблески надежды. В мире коммерческих компаний инвесторы все чаще требуют еще лучших корпоративных стандартов управления и большего разнообразия в руководящих органах с включением в них независимых членов. Они берут на себя гораздо более активную и публичную роль в противодействии взяточничеству, коррупции и чрезмерным надбавкам для руководящих сотрудников, а также в поддержке корпоративной социальной ответственности и добросовестной практики труда. Если их призывы остаются без внимания, они голосуют соответствующим образом на ежегодном общем собрании или голосуют ногами.
Спонсоры ФИФА должны контролировать ее руководство, и есть признаки того, что некоторые из них, наконец, начинают (хотя и предварительно) выражать свое недовольство. Если спонсоры этого не сделают, они останутся незащищенными перед реакцией потребителей, поскольку плохая репутации ФИФА передастся их брендам. Потребители стали искушеннее, чем когда-либо прежде, и они тоже могут голосовать ногами.
Однако, в конечном счете, изменения начинаются сверху. Посмотрите, к чему привела смена руководства Римско-католической церкви: Папа Римский Франциск трансформирует организацию, которая считалась настолько сложной, непрозрачной и неподатливой, что перемены в ней казались абсолютно невозможными. Если католическая церковь может измениться, то футбольная церковь — и подавно.
Здесь есть еще один урок: хорошее руководство заключается, в том числе, в том, чтобы знать, когда уйти в отставку. Если Блаттеру действительно дорога ФИФА, то он знает, что, если он останется на своем посту, репутация организации будет далее ухудшаться, что поставит под угрозу все его положительные достижения, и, вполне возможно, в итоге его заставят уйти в отставку с позором.
Подпись под портретом Блаттера на странице 6 Финансового отчета ФИФА за 2013 год гласит: «Мы достигли чрезвычайно высокого уровня отчетности, прозрачности и финансового контроля». Проблема в том, что никто в это не верит. ФИФА отчаянно нуждается в восстановлении доверия общественности к себе. Это может произойти только после перемен в высшем руководстве и во всей организации.