Чрезмерное простодушие и пустые утопии не всегда хорошо уживаются с международной дипломатией. Кристина Киршнер только что продемонстрировала свою не очень-то хорошую способность рассматривать внешнеполитические вопросы в долгосрочной перспективе, а также то, что она не обладает стратегическим подходом к современной мировой геополитике.
Стоит проанализировать отношение Кристины Киршнер к визиту российского президента Владимира Путина в Буэнос-Айрес, ожидания от приезда в ближайшую субботу председателя КНР Си Цзиньпина и ее прогноз результатов от встречи глав государств БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южно-Африканская Республика), открывшейся в понедельник в Бразилии.
Финансовая поддержка
В правительстве рассчитывают на то, что создание Банка развития стран БРИКС будет автоматически означать предоставление кредитов Аргентине. «Совершенно необходимо, чтобы в мире возобладала иная точка зрения, основанная не на чрезмерном неолиберализме и господстве международной финансовой системы», — заявил вчера глава кабинета министров Аргентины Хорхе Капитанич (Jorge Capitanich), приветствуя создание Банка развития БРИКС.
Как утверждают, пул валютных резервов этих динамично развивающихся стран составит около 100 миллиардов долларов, причем самый крупный взнос в него сделает Китай — порядка 40 миллиардов. Понятно, что эти страны не будут предоставлять кредиты Аргентине только потому, что она выступает против неолиберализма, как считает Капитанич. Вчера на портале Russia Beyond The Headlines было опубликовано высказывание директора Института Латинской Америки при российской Академии наук профессор Владимира Давыдова о том, что Банк развития БРИКС сосредоточится на таких сферах, как банковская деятельность, биржевые союзы, вспомогательные валютные фонды, альтернативные рейтинговые агентства, механизмы расчетов в национальных денежных единицах, а также на инвестициях в инфраструктурные проекты в Латинской Америке. Ничего не дается просто так, и утопические надежды поколения 70-х годов давно уже испарились, несмотря на то, что глава кабинета министров думает иначе.
Исмаил Эртюрк (Ismail Erturk), финансовый специалист Международной Манчестерской школы бизнеса, изложил свои сомнения относительно добрых намерений вновь созданного Банка развития БРИКС. «Есть опасения по поводу того, что Китай сосредоточит в своих руках всю власть, подобно тому, как это сделали США в МВФ. Китай имеет самые крупные валютные запасы и поэтому обладает наибольшими возможностями для маневра. Это опасение особенно отчетливо ощущается в связи с созданием пула валютных резервов», — указал он.
Вопреки утопическим мыслям Капитанича относительно БРИКС, политический вес этой группы стран во Всемирном Банке возрастает. Как и в МВФ, во Всемирном банке действует взвешенная система голосов при выборе правления, когда голоса каждой страны определяются размером ее взноса в уставной капитал. Преобладание финансовой системы? Конечно нет, господин Капитанич.
Многосторонний мир
Конечно, приход России и Китая в Латинскую Америку станет своеобразным противовесом США на континенте, а влияние БРИКС свидетельствует о создании «нового многополярного мира», как отметили Путин и Киршнер в прошлую субботу в резиденции президента Аргентины. Однако, госпожа президент, что ставка хозяина Кремля в этой игре гораздо выше заявленной: стратегический союз с Аргентиной является одним из шахматных ходов России, чтобы избежать международной изоляции и исключения из большой восьмерки после введения санкций рядом стран Европы в связи с кризисом на Украине и присоединением Крыма.
В случае с Китаем сближение также предполагает долгосрочный характер и включает в себя стратегические планы с далеко идущими геополитическими целями мирового масштаба. Достаточно лишь посмотреть Белую Книгу Китая, где обозначены направления его деятельности в Латинской Америке на ближайшие 50 лет. Это предполагает сотрудничество в области энергетики, торговлю продовольствием и осуществление совместных проектов в области исследования космического пространства. Посол Мигель Вельосо (Miguel Velloso), входящий в состав Аргентинско-китайский совет, заявил La Nación, что «Китай рассматривает Аргентину в качестве своего многостороннего стратегического партнера, а на практике это означает, что он будет исходить из своих потребностей в обеспечении продовольствием, энергоносителями и необходимости расширения рынка сбыта».
Вступление в группу БРИКС
Кристина Киршнер с энтузиазмом восприняла идею о вступлении Аргентины в группу БРИКС после того, как Путин пригласил ее на встречу на высшем уровне в Бразилии. Но Киршнер натолкнулась на закрытую дверь: Аргентина не оказалась среди особо приглашенных особ, поскольку Бразилия пригласила на эту встречу всех руководителей стран Союза южноамериканских государств. Кроме того, Китай и Россия уже заявляли, что пока не намерены расширять круг членов БРИКС. Так что придется ей удовольствоваться тем, что страны БРИКС поддержат Аргентину в ее борьбе с фондами-стервятниками, отразив это в отдельном коротком пункте итогового документа и поддержат ее извечные требования к Великобритании о переговорах по поводу аргентинской юрисдикции над Мальвинскими островами. Но не более того.
На долю стран БРИКС приходится 25% мирового ВВП, а их внутренний товарооборот вырос с 27 миллиардов долларов в 2002 году до 282 миллиардов десятью годами спустя. По некоторым подсчетам, к 2015 году эта цифра увеличится вдвое. Ряд аналитиков склоняются к мысли о том, что до вступления Аргентины в БРИКС должны были бы вступить страны с более сильной экономикой: например, Мексика или Турция.
И все же Кристина Киршнер продолжает верить в то, что в последние Аргентина настолько хорошо вела себя по отношению к мировым рынкам, что теперь ее примут в любой клуб, в который она пожелает. Простодушие и утопические взгляды в очередной раз оказывают ей плохую услугу.