Уничтожение в прошлый четверг рейса 17 Малайзийских авиалиний было непростительным преступлением. Оно полностью заслуживает осуждения, что уже сделали Соединенные Штаты и другие страны. И похоже, что нет особых сомнений в том, кто несет за это ответственность. Имеющиеся улики говорят о том, что самолет сбили повстанцы, которые выступают против украинских властей и пользуются поддержкой России. Сделали они это посредством оружия, которого у них ни в коем случае не появилось бы, если бы Россия не предоставляла им помощь и вооружения. Похоже, что Россия несет за случившееся немалую долю ответственности, и эта ответственность - двоякая. Москва поощряет повстанческое движение на Украине и предоставляет повстанцам современное оружие и помощь. Предположительно, самолет был сбит случайно, так как ни повстанцы, ни Москва не пошли бы на такую глупость и не стали бы это делать сознательно. Но это никак не меняет тот факт, что в результате ужасной ошибки погибли почти 300 человек, не имевших абсолютно никакого отношения к происходившему под ними конфликту. Украинские власти не должны были разрешать полеты самолетов в этом районе, однако данное обстоятельство не оправдывает убийц и не снимает с них вину.
Москве было бы гораздо целесообразнее осудить этот акт и взять на себя какую-то часть ответственности за создание приведших к катастрофе условий. Но похоже, что Кремль предпочитает делать неуклюжие попытки по перекладыванию вины на других. Москве в этих условиях было бы разумно отказаться, или, как минимум, существенно сократить помощь повстанцам на Украине. Но и на это я тоже не рассчитываю. Было бы идеально, если бы данная катастрофа послужила катализатором для прекращения войны, но такой вариант кажется наименее вероятным.
К счастью, это не послужит поводом для расширения конфликта, так как в его эскалации не заинтересован никто. Аргументы против поставок американского оружия украинским войскам остаются столь же убедительными, как и несколько месяцев тому назад. А возможно, сейчас они стали даже сильнее. Если из этой страшной бойни можно извлечь какой-то урок, то он состоит в том, что поставка оружия марионеткам может иметь опасные и неожиданные последствия. Покровитель в этом случае становится соучастником всего того, что решат делать с полученным оружием его ставленники. Кроме того, поставка оружия вовсе не означает, что покровитель в состоянии контролировать свои доверенные силы, которые способны вовлечь его в нежелательный конфликт.
Как отметил на прошлой неделе Джошуа Китинг (Joshua Keating), несмотря на многочисленные утверждения о том, что сбитый самолет «полностью поменяет ситуацию», эта трагедия мало что изменит:
«Когда эта тема со временем уйдет из заголовков — а у нее уже появились конкуренты — конфликт, скорее всего, продолжится. Должен заметить, что хотя все примеры сбитых пассажирских самолетов, которые я упоминал в своей предыдущей статье, усиливали международную напряженность, ни одна из этих трагедий не привела к войне, и ни одна не положила ей конец».
США не должны принимать поспешные меры, однако им следует координировать свои ответные действия с европейскими союзниками, особенно с голландцами, поскольку они потеряли больше всего людей и больше всех заинтересованы в расследовании. От России надо потребовать официальных извинений за сбитый самолет, и она должна выплатить компенсации семьям погибших и пострадавшим странам. Дополнительные санкции против России будут, как всегда, бесполезны, а требования об их ужесточении скорее всего приведут к расколу того единства, которое возникло между США и европейцами после катастрофы. Вполне понятно, что возникнет очень мощный соблазн предпринять какие-то «суровые» действия. Но это было бы глупо, и возникшее возмущение требует спокойных и осторожных шагов, чтобы они не стали причиной нового кровопролития и усиления конфликта.