По мнению Эдварда Сэйда (Edward Said), Восток существует лишь в воображении жителей западного мира. Он был создан для того, чтобы олицетворять других в противостоянии между цивилизацией (это, конечно же, они) и варварами (все остальные).
Сейчас, как никогда ранее, подобное представление создается в отношении нас: как будто европейцы придумали Латинскую Америку для своих личных нужд, что не давало и не дает им узнать истинную Латинскую Америку. Это в равной степени применимо как к консерваторам, так и к левым любого толка.
Гарсия Маркес говорил, что европейцы дружно радуются нашим поражениям и не выносят наших побед. В этом смысле весьма характерен пример Кубы, где революция против диктатуры Батисты постепенно превратилась из чисто антиамериканского движения в целый антиимпериалистический фронт.
То же самое произошло в Никарагуа и во Вьетнаме, пользовавшимися солидарностью со стороны Европы, но впоследствии превратившимися в чудовищные застойные диктатуры и инструменты экспансионистской политики СССР.
Латинская Америка стала для европейцев той территорией, на которую они проецировали политические неудачи. Некоторые называют это явление «революционерами без революции». Речь идет о целых поколениях, которые назначили встречу с революцией и не пришли на свидание. Они все спроецировали на Латинскую Америку, что и привело к отсутствию знаний о том, каким в действительности является этот континент.
Одним из элементов этого незнания стал национализм. В Европе это правые, а в Латинской Америке — антиимпериалистические движения, в качестве главного действующего лица которых выступают левые силы.
Сейчас происходит то же самое. Прогрессивные правительства Аргентины, Бразилии, Уругвая, Эквадора, Венесуэлы и Боливии подвергаются яростным нападкам, организованным международными правыми силами, которым вторят некоторые голоса в Европе. Среди прочих тем фигурируют выступления оппозиции против правительства Венесуэлы, экономическое положение Аргентины, Чемпионат мира по футболу в Бразилии, легализация легких наркотиков в Уругвае, проблемы окружающей среды и индейцев в Эквадоре и Боливии.
Дело в том, что эти латиноамериканские страны доставляют неудобство международным организациям правого толка (МВФ, Всемирному банку, правительствам США, Германии и тому подобных других), которые через такие издания, как Financial Times, The Economist, The Wall Streeet Journal и El País, ведут целенаправленную кампанию против прогрессивных правительств континента. Люди, представляющие левые силы, в том числе и наиболее радикальные, озвучивают их тезисы, играя на руку международным правым силам, ведущим борьбу против прогрессивных правительств.
Это стало возможным вследствие того, что европейцы выстроили нереальную Латинскую Америку, где они идеализируют прогрессивные движения и прогрессивных лидеров континента, чтобы потом испытать разочарование — нет, не в них, а в собственных мечтаниях о том, чем они должны были бы стать. Фидель Кастро, Уго Чавес, Лула, Эво Моралес и Рафаэль Корреа — все они являются жертвами этих ошибок. Че Гевара избежал этой участи в результате своей преждевременной смерти.
Реальная Латинская Америка, ее правительства и лидеры по-прежнему чувствуют поддержку своих народов, борясь против бедности, которую исторически породили европейские державы и США. Латинская Америка в одиночку противостоит мировому экономическому спаду в центре капитализма, но при этом ее объединяют интеграционные процессы, идущие на континенте.
Латиноамериканизм равнозначен тому, что Сэйд назвал ориентализмом, то есть это плод западного воображения, чтобы обозначить других. Латинская Америка также сильно страдает от этого глубокого заблуждения Европы.