Каждый любитель спорта, который внимательно следит за миром футбола, подтвердит, что рост футбольных сообществ обеспечивают не только достигаемые успехи, но и многочисленные армии болельщиков. Несмотря на то, что корреляция между количеством фанатов и успехами сообщества проявляется в долгосрочной перспективе, следует признать, что одним из определяющих факторов в этом вопросе является чувство «принадлежности». Хотя численность болельщиков – это количественная величина футбольных сообществ, вместе с процессом футбольной индустриализации она превратилась в фактор, который оказывает прямое влияние на финансовое состояние клубов. И в современном футболе болельщики стали восприниматься не столько как «группа зрителей, создающая наилучшую атмосферу на стадионе», сколько как «масса, вносящая наибольший экономический вклад в клуб». Конечно, львиную долю вклада, о котором идет речь, составляют объемы продажи билетов, что отражается в статье доходов клуба в день матча. В данной статье мы попытаемся проанализировать и представить всю картину футбольных клубов в Европе, которые в сезоне 2013-2014 годов получили наивысший доход с точки зрения среднего количества посетивших их матчи зрителей.
«Олд Траффорд» – второй
При сравнении с данными предыдущего года можно видеть, что позиции первых трех европейских команд, привлекающих наибольшее число зрителей на стадионах, не изменились. На первой ступени списка находится дортмундская «Боруссия», болельщики которой известны безоговорочной поддержкой своей команды. Стадион «Сигнал Идуна Парк» (его прежнее название – «Вестфаленштадион») вместимостью 80,7 тысячи человек на каждом матче национального чемпионата принимал в среднем 80,3 тысячи зрителей. Таким образом, его заполняемость составляет 99,5%, что можно охарактеризовать как «забитый до отказа стадион».
Второе место принадлежит стадиону «Олд Траффорд», трибуны которого в ходе каждого матча чемпионата занимают в среднем 75,2 тысячи любителей футбола. Прошлый сезон был не самым блестящим для «Манчестер Юнайтед». Свое выступление в лиге клуб завершил на седьмом месте, отстав на 22 очка от лидера. Несмотря на это, на каждом матче данной команды 75,7 тысячи кресел на трибунах заполняли 99,3% преданных «Манчестер Юнайтед» болельщиков. А это, на наш взгляд, является отражением сильного чувства принадлежности, о котором говорилось в начале статьи.
Находясь на третьем месте в рассматриваемом списке, «Барселона» каждый свой матч играла в среднем для 72,1 тысячи человек. Если представить, что стадион «Камп Ноу», где проходят матчи испанского гиганта, вмещает 98,8 тысячи зрителей, то можно сделать вывод, что уровень заполняемости трибун равен 73%. С этой точки зрения, конечно, можно долго спорить о том, сталкивается ли «Барселона» с ситуацией «избыточной вместимости стадиона», если сравнить эти показатели с лидерами – «Дортмундом» и «Манчестером Юнайтедом». Однако также следует отметить, что, помимо матчей национальной лиги, статистика которой представлена в данном исследовании, на спортивных встречах в рамках Лиги Чемпионов или дерби испанский гигант достигает более высоких показателей заполняемости трибун.
Рейтинг по среднему числу посещаемости продолжают «Реал Мадрид», «Бавария», «Шальке 04», «Арсенал». В список, включающий 100 клубов, вошли 27 английских, 23 немецких, 12 испанских, десять итальянских, восемь французских, пять голландских, четыре бельгийских, три украинских, три португальских, две турецких, две шотландских и одна швейцарская команда. Можно без труда догадаться, что представленные в данном рейтинге две команды нашей лиги – это «Фенербахче» и «Галатасарай». «Желто-синие» располагаются на 40-м месте списка (34,8 тысячи зрителей), их вечные соперники – «Галатасарай» – на 47-м месте (32,9 тысячи зрителей). В прошлом сезоне заполняемость стадиона «Шюкрю Сараджоглу» («Фенербахче») составила около 69%, «Тюрк Телеком Арена» («Галатасарай») – 62,5%. Можно констатировать, что по сравнению с предыдущим сезоном, оба клуба продемонстрировали существенный спад, потеряв 15 и 18 позиций соответственно. В рейтинге сезона 2012-2013 годов «Фенербахче» занимал 25-е место, «Галатасарай» – 29-е.
«Бешикташ» войдет в список с новым стадионом
Полагаем, что здесь было бы полезно сделать одно важное уточнение. Вышеприведенные цифры отражают количество зрителей, прибывших на стадион, чтобы посмотреть спортивную встречу в день матча. Как и во многих лигах Европы, в нашей стране уже давно значительная часть билетов продается в начале сезона в форме комбинированных билетов. В определенный период становятся возможны даже долгосрочные продажи билетов, охватывающие не только один сезон. Эту ситуацию необходимо принимать во внимание при построении корреляций между средним количеством зрителей и доходом клуба. При таком взгляде на вопрос можно предположить: на численность посетителей матчей «Фенербахче» могло повлиять и то, что уже на 10-й неделе чемпионата этот клуб опередил «Галатасарай» на шесть очков, создав сильное ощущение того, что он станет чемпионом по истечении 34 недель.
Завершив строительство стадиона «Водафон Арена», «Бешикташ», пока не фигурирующий в этом рейтинге, может появиться в списке, словно гром среди ясного неба. На определенные мысли не может не наводить тот факт, что в начале прошлого сезона среднее количество зрителей на первых трех матчах, проведенных данным клубом на «Олимпийском стадионе», составило 58 тысяч. По-видимому, «черно-белым» не хватит общей вместимости стадиона в 41,9 тысячи человек, но что поделать, такова разрешенная площадь застройки.