Насколько ухудшилась бы ситуация для России, если бы Запад усилил санкции? В этой ситуации можно провести параллели с другой «нефтяной» экономикой, которая столкнулась с разрушительным экономическим наказанием, — с Ираном.
На самом деле, многие в Вашингтоне призывают к введению в отношении России санкций в иранском стиле, чтобы заставить президента Владимира Путина остановить свою территориальную агрессию по отношению к Украине и даже заставить его уйти из Крыма.
США вели все более обременительную и частично успешную кампанию против Ирана в попытке заставить страну отказаться от ядерной программы. Эти попытки включали в себя ограничения на торговлю, ведение бизнеса с иранскими фирмами, а также заморозку некоторых активов страны и эмбарго на покупку иранской нефти.
В 2012 году, когда в отношении страны были введены самые серьезные и обширные санкции, экономика Ирана пострадала. ВВП сократился на 5,6%, уровень инфляции достиг показателя выше 40%, импорт сократился на 13% по сравнению с предыдущим годом, экспорт снизился на более чем четверть, а уровень безработицы достиг 12% и продолжал расти.
Граждане страны ответили на экономические невзгоды, проголосовав против конфронтационного правительства Махмуда Ахмадинежада в 2013 году и заменив его на кабинет, более готовый вести переговоры о завершении ядерной программы страны.
Если это сработало в случае с Ираном, почему бы не ввести полномасштабные санкции и в отношении России - вместо того, чтобы ограничивать свои шаги несколькими мерами против группы богатых приближенных Путина и их фирм?
Читайте также: Санкции обвалили российский рынок акций
Для начала стоит отметить, что эффективно изолировать Россию гораздо сложнее, как ранее в этом году писала в своей статье Сюзан Малони (Suzanne Maloney), специалист по Ирану в институте Brookings. Лишь убедив большинство стран принять меры против Ирана, США удалось к 2012 году сделать санкции чувствительными для Ирана.
Ведь США вводили торговые и другие ограничения в отношении этой страны с момента революции 1979 года, и это, как и принимаемые с 1960 года меры против Кубы, не привело к какому-либо значимому эффекту. И ключевым аспектом согласия стран (на санкции в отношении Ирана) был тот факт, что появилась альтернатива иранской нефти. Немаловажную роль в этом сыграл резкий рост добычи углеводородов в США и Канаде за последнее десятилетие, что предотвратило кризис, подобный тому, который был спровоцирован иранской революцией и ударил по западным экономикам в 1979 и 1980 годах.
Подобное общее стремление международного сообщества применить санкции в отношении России маловероятно, потому что четверть всего потребляемого ЕС природного газа поступает из России. Это половина от общего объема его импорта. Если говорить об импорте нефти и угля, то треть и четверть необходимого объема соответственно поступает в ЕС из России. Это обоюдная зависимость: на ЕС приходится 55% всего российского экспорта, включая 90% нефти и 70% продаваемого за рубеж газа.
Какую поддержку получили бы США по вопросу введения в отношении России санкций, подобных иранским? Рейтинг одобрения Путина внутри России, согласно последним опросам, составляет более 80%. Какое наказание должна российская экономика понести, чтобы россияне от него отвернулись? Будет ли ЕС готов ввести многолетние санкции, которые повредят находящейся в сложном положении экономике союза почти так же сильно, как и российской? Санкции в «иранском стиле» — это, возможно, хорошая идея для того, чтобы одернуть строптивый режим. Однако, скорее всего, не Россию.