Обостряющаяся международная ситуация затронула польско-российское сотрудничество на культурном поле: года Польши в России и России в Польше в 2015 году не будет. Кому-то идея отмены этого мероприятия может не понравиться. Ведь, как еще недавно убеждали представители правительства Дональда Туска (Donald Tusk), речь шла об инициативе, в рамках которой должна была произойти встреча представителей культуры из двух стран, то есть кругов, которые не связаны напрямую с аннексией Крыма или дестабилизацией обстановки в восточных областях Украины. Мало того, можно было себе вообразить, что Польшу в России представляли бы духовные наследники романтических пророков со свободолюбивым посланием к «друзьям-москалям», а Россия, в свою очередь, отправила бы в Польшу, в частности, артистов, которые критически относятся к имперским притязаниям путинского режима.
Но это была наивная картина. К сожалению, реальность жестока и не отвечает представлениям, рождающимся в головах оторванных от жизни прекраснодушных мечтателей. Достижения российской культуры — это коронный аргумент в политической пропаганде Москвы и ее союзников на Западе. Кремль использует их для продвижения своей захватнической политики. Того, кто не только считает, что Владимир Путин — это агрессор, но еще и не способен восхищаться Большим театром записывают в варвары. А варвары не имеют права голоса в международных спорах, так как не чувствуют нюансы политических игр.
Шесть лет назад Дональд Туск и Радослав Сикорский (Radosław Sikorski) обвиняли в таком варварстве Леха Качиньского (Lech Kaczyński) и лидеров партии «Право и Справедливость» (PiS), а сами старались отмежеваться от такой позиции и делали все возможное, чтобы выглядеть в глазах Кремля с лучшей стороны. Результатом стало возмутительное бессилие польского руководства в отношении смоленской катастрофы.
Сейчас все изменилось. Хорошо, что польские власти решились на этот символический жест. Лишь бы это означало, что правительство Туска начало наконец понимать, какова Россия на самом деле.