Лубок, на котором Кайзер Вильгельм в образе Антихриста разрушает памятники культуры. Среди них есть Реймсский собор.
После погружения в повседневную жизнь в Советском союзе галерея ГРАД представит зрителям уникальную подборку агитационных материалов времен Первой мировой войны. Кураторы выставки – специалисты по русской культуре Джон Эллис Боулт (John Bowlt) и Николетта Мислер (Nicoletta Misler). Исследователи стараются определить влияние, которое оказала война на Россию. Это непростая задача, поскольку эхо ее событий теряется в последовавших за ней Октябрьской революции и Гражданской войне.
![Неизвестный художник «Враг рода человеческого», 1914 Неизвестный художник «Враг рода человеческого», 1914](https://cdnn1.inosmi.ru/img/22197/58/221975885_0:0:0:0_600x0_80_0_1_1a4a2da97917952f78edfd19bba039b5.jpg)
Лубок, на котором Кайзер Вильгельм в образе Антихриста разрушает памятники культуры. Среди них есть Реймсский собор.
После погружения в повседневную жизнь в Советском союзе галерея ГРАД представит зрителям уникальную подборку агитационных материалов времен Первой мировой войны. Кураторы выставки – специалисты по русской культуре Джон Эллис Боулт (John Bowlt) и Николетта Мислер (Nicoletta Misler). Исследователи стараются определить влияние, которое оказала война на Россию. Это непростая задача, поскольку эхо ее событий теряется в последовавших за ней Октябрьской революции и Гражданской войне.
Российский солдат разговаривает с карикатурным турком у ворот Константинополя.
Выставка представляет интересную подборку агитационных материалов времен войны. Многие из них обращаются к патриотическим и религиозным чувствам зрителя, многие высмеивают противников.
![Неизвестный художник «Беседа под Царьградом», 1914 Неизвестный художник «Беседа под Царьградом», 1914](https://cdnn1.inosmi.ru/img/22197/95/221979501_0:0:0:0_600x0_80_0_1_0a6c549ded884194d9f7d9a0feb464de.jpg)
Российский солдат разговаривает с карикатурным турком у ворот Константинополя.
Выставка представляет интересную подборку агитационных материалов времен войны. Многие из них обращаются к патриотическим и религиозным чувствам зрителя, многие высмеивают противников.
Одна из работ издательства «Современный лубок». Авангардные художники, работавшие в издательстве, оформляли пропагандистские плакаты как народные картинки-лубки. Яркие иллюстрации дополняли стихотворные строки, обычно написанные Владимиром Маяковским.
![Казимир Малевич «Глядь, поглядь, уж близко Вислы немцев пучит, значит, кисло», 1914 Казимир Малевич «Глядь, поглядь, уж близко Вислы немцев пучит, значит, кисло», 1914](https://cdnn1.inosmi.ru/img/22197/95/221979572_0:0:626:966_600x0_80_0_1_4aa34d49b0f87779d58b9985778b621e.jpg)
Одна из работ издательства «Современный лубок». Авангардные художники, работавшие в издательстве, оформляли пропагандистские плакаты как народные картинки-лубки. Яркие иллюстрации дополняли стихотворные строки, обычно написанные Владимиром Маяковским.
Еще один пример лубочной иллюстрации Первой мировой, тоже со стихами Маяковского.
Годы войны – это и годы рождения русского художественного авангарда, деятели которого вдохновлялись лубочными картинками и наивностью детских рисунков. На выставке можно будет увидеть книги футуристов, в которых поэзия сочетается с коллажами и разными печатными техниками. Художники, среди которых Ольга Розанова, Алексей Крученых, Велимир Хлебников, Павел Филонов, делали их вручную. Книга Велимира Хлебникова и Алексея Крученых «Игра в аду» и дала название выставке.
![Аристарх Лентулов «Сдал австриец русским Львов, где им зайцам против львов!», 1914 Аристарх Лентулов «Сдал австриец русским Львов, где им зайцам против львов!», 1914](https://cdnn1.inosmi.ru/img/22197/97/221979765_0:0:0:0_600x0_80_0_1_d41da3b93100fe3166f235a4323fc354.jpg)
Еще один пример лубочной иллюстрации Первой мировой, тоже со стихами Маяковского.
Годы войны – это и годы рождения русского художественного авангарда, деятели которого вдохновлялись лубочными картинками и наивностью детских рисунков. На выставке можно будет увидеть книги футуристов, в которых поэзия сочетается с коллажами и разными печатными техниками. Художники, среди которых Ольга Розанова, Алексей Крученых, Велимир Хлебников, Павел Филонов, делали их вручную. Книга Велимира Хлебникова и Алексея Крученых «Игра в аду» и дала название выставке.
Сатирическое изображение немецкого корабля, замерзшего на водных просторах в России.
![А. Панин «На замерзшем корабле», 1914 А. Панин «На замерзшем корабле», 1914](https://cdnn1.inosmi.ru/img/22197/98/221979878_0:0:0:0_600x0_80_0_1_1a7f8088a81e119b2fccbbc1cb01eacc.jpg)
Многие работы, включенные в выставку, – часть уникальной коллекции Сергея Шестакова, в которую входит около 500 печатных материалов и периодических изданий, а также более 2000 фотографий. Эта коллекция становится особенно важной из-за немногочисленности работ на тему Первой мировой войны в российских музеях – в советские годы им не придавали особенного значения. Коллекция рассказывает множество личных историй времен войны и открывает самые разные взгляды на события того времени.
![Неизвестный художник «Поражение русских войск у Гумбимена» Неизвестный художник «Поражение русских войск у Гумбимена»](https://cdnn1.inosmi.ru/img/22197/99/221979961_0:0:1000:758_600x0_80_0_1_d5ac1eba06253b6148c5593c733d4c5a.jpg)
Многие работы, включенные в выставку, – часть уникальной коллекции Сергея Шестакова, в которую входит около 500 печатных материалов и периодических изданий, а также более 2000 фотографий. Эта коллекция становится особенно важной из-за немногочисленности работ на тему Первой мировой войны в российских музеях – в советские годы им не придавали особенного значения. Коллекция рассказывает множество личных историй времен войны и открывает самые разные взгляды на события того времени.
Германия в образе волка.
![Неизвестный художник «Голодный немецкий волк» Неизвестный художник «Голодный немецкий волк»](https://cdnn1.inosmi.ru/img/22198/01/221980127_0:0:0:0_600x0_80_0_1_f5248fbfd6080d31f3c1075eb6c1730c.jpg)
На более поздних плакатах часто встречаются призывы к покупке военных облигаций. Этот плакат со стоящей у станка женщиной достаточно необычен: среди образов, которые использовала пропаганда того времени, преобладали мужские.
![Неизвестный художник «Все для войны!», 1914 Неизвестный художник «Все для войны!», 1914](https://cdnn1.inosmi.ru/img/22198/03/221980394_0:0:0:0_600x0_80_0_1_893de0d69795cf95a61510c0f2dbc4d8.jpg)
На более поздних плакатах часто встречаются призывы к покупке военных облигаций. Этот плакат со стоящей у станка женщиной достаточно необычен: среди образов, которые использовала пропаганда того времени, преобладали мужские.
Рисунок, на котором французский летчик Ролан Гаррос разрушает немецкий дирижабль.
![Неизвестный художник «Великая европейская война, воздушная битва», 1914 Неизвестный художник «Великая европейская война, воздушная битва», 1914](https://cdnn1.inosmi.ru/img/22198/05/221980508_0:0:0:0_600x0_80_0_1_3f325d96047d28ea494abd59fe453f22.jpg)
Многие художники создавали плакаты для благотворительных организаций, собиравших средства на нужды фронта. В том числе для аукционов, где продавались предметы искусства.
![Неизвестный художник «Артисты Москвы русской армии и жертвам войны» Неизвестный художник «Артисты Москвы русской армии и жертвам войны»](https://cdnn1.inosmi.ru/img/22198/03/221980316_0:0:0:0_600x0_80_0_1_933aecdc0901e18f1e65728c5ecd0028.jpg)
Выставка будет открыта с 27 сентября по 30 ноября 2014 года.
![Неизвестный художник «Знамение августовской победы, 1914 Неизвестный художник «Знамение августовской победы, 1914](https://cdnn1.inosmi.ru/img/22198/05/221980588_0:0:0:0_600x0_80_0_1_cf4c7e9b6ad42c1a057b86ad835e8dec.jpg)