Усиливая санкции против Москвы в ответ на ее постоянные усилия по дестабилизации обстановки на Украине, США и их европейские союзники закрывают главу в отношениях с посткоммунистической Россией. Запад признает неудачу 25-летних попыток выстроить конструктивные контакты с этой страной. Некогда у нас была надежда, что она отойдет от настороженной самоизоляции коммунистических времен.
В обозримом будущем этой надежды больше не будет. Если стратегические расчеты Владимира Путина не изменятся — что крайне маловероятно — отношения между Западом и Россией будут в ближайшие годы трудными и даже опасными.
Новые санкции заходят дальше, чем предыдущие меры, целью которых были люди и организации, причастные к аннексии Крыма и дестабилизации Восточной Украины. Они не поставят российскую экономику на колени и — в краткосрочной перспективе — не заставят Россию прекратить военную поддержку украинских сепаратистов. Тем не менее, они бьют по таким важным секторам, как энергетика, оборона и финансы и, безусловно, вызовут ответные российские шаги. Западным компаниям, которые ведут дела с Россией, придется понести убытки. Особенно могут пострадать европейские экономики — как раз тогда, когда стало казаться, что кризис в еврозоне ослабевает и худшее осталось позади.
Поэтому западным правительствам следует приложить усилия, чтобы объяснить банкирам, предпринимателям и простым избирателям, зачем необходимо ужесточать санкции. Необходимо, чтобы общество понимало новую позицию в отношении Москвы, так как она, скорее всего, окажется долгосрочной.
Западные общества, разумеется, не настолько наивны, чтобы поверить российской дезинформации по таким вопросам, как гибель рейса MH17, в изобилии присутствующей на радио, телевидении и в интернете. Тем не менее, западные правительства не должны молчать в ответ на распространяемую радикальными правыми европейскими популистами ложь о том, что ЕС и США якобы несут ответственность за кровопролитие на Украине.
Оснований паниковать нет. Холодная война не вернется, потому что нынешняя Россия — это не былая советская сверхдержава. У нее есть постоянное место в Совете безопасности ООН, много межконтинентального ядерного оружия и много сырьевых ресурсов. Но в прочих отношениях Москва — не ровня США на глобальном уровне. В Азии она стала младшим партнером Китая.
При этом международный климат вряд ли улучшится, если в России не произойдет политических перемен. Таким агрессивным на мировой арене господина Путина, в сущности, делает понимание того факта, что посткоммунистические попытки построить в России современное государство и общество зашли в тупик. Неслучайно господин Путин начал вести себя агрессивней как по отношению к своим внутренним критикам, так и по отношению к Украине, именно после предшествующих его инсценированному переизбранию на президентский пост в 2012 году уличных протестов сторонников демократии. Господин Путин и его окружение действуют, как советское Политбюро: неуверенный в себе аппарат власти переходит во внешней политике к обидчивому антиамериканизму, потому что его единственная последовательная внутренняя политика сводится к подавлению политических свобод.
Принятая постсоветской Москвой концепция, согласно которой соседи России на Западе и юге не обладают полным суверенитетом и принадлежат к российской сфере влияния, с самого начала содержала потенциал для столкновения между Западом и Россией за Украину. Однако при покойном Борисе Ельцине Россия не воевала за пределами своих границ.
В 2008 году господин Путин вовлек Грузию в короткую войну и признал независимость отколовшихся Абхазии и Южной Осетии. В марте этого года он аннексировал Крым. Теперь он разжигает пророссийское восстание на Восточной Украине. Западные правительства должны ввести новые санкции и в дальнейшем быть настороже и не игнорировать дурное поведение России.