Среди 54 стран Африки многие добились немалых успехов. На этом континенте находятся девять из 20 самых быстроразвивающихся в последние двадцать лет экономик мира. Там уменьшается бедность, развивается образование, улучшается здоровье людей. Однако СМИ в своих заголовках и Америка в своих приоритетах слишком часто говорят только о терроризме, о вспышках насилия и об Эболе.
На этой неделе в Вашингтоне состоится американо-африканский саммит, дающий президенту Бараку Обаме хороший шанс провести перефокусировку внешней политики США.
Важный стратегический вопрос, с которым сегодня сталкиваются Соединенные Штаты в Африке, заключается в том, чтобы найти правильное соотношение между строительством баз для беспилотников в целях борьбы с терроризмом и укреплением деловых отношений, способствующих взаимовыгодному экономическому и социальному развитию. Милитаристский упор США вполне понятен, но в своей внешней политике в Африке Соединенные Штаты должны совершить существенный сдвиг в сторону торговли, финансов и культурного сотрудничества.
Американская политика должна быть такой же разнообразной, как и африканский ландшафт. Многие страны Африки проводят здравую макроэкономическую политику и курс на надлежащее управление, но инвестиций им явно не хватает. В результате даже в тех странах, где осуществляются реформы и обеспечиваются высокие темпы роста, до сих пор слабы показатели занятости в различных отраслях, и увеличивающаяся рабочая сила не находит себе применения.
Экспорт минерального сырья дает достаточную прибыль и валютные доходы, но не рабочие места. И в первую очередь это касается теряющей надежду молодежи в городской местности. Горнодобывающие и нефтяные компании вкладывают в Африку средства, но зачастую также чрезмерно ее эксплуатируют. Сохраняется упорная колониальная традиция, когда из страны вывозятся ресурсы, но мало кто думает о том, как использовать их на благо ее развития. Даже сейчас американские нефтяные компании сопротивляются призывам к прозрачности и при помощи американских судов тормозят любые попытки по ее усилению.
Существует обширная деловая повестка для бизнеса, и Соединенные Штаты должны способствовать вложению прямых иностранных инвестиций в трудоемкую легкую промышленность и в предприятия по переработке сельскохозяйственной продукции, поскольку здесь вполне можно использовать колоссальный африканский резерв неквалифицированной рабочей силы. Чтобы получить максимум из ограниченных ресурсов, надо запускать в дело программы и схемы финансирования, которыми предусматривается раздел рисков с инвесторами со всего мира.
Закон «О росте и возможностях для стран Африки» дает стимулы африканским странам для осуществления реформ и развития их экономик с 1991 года. Но он не решает серьезнейшие проблемы малых и средних предприятий. Президент Обама должен в приоритетном порядке продлить действие этого закона, которое заканчивается в 2015 году, чтобы ситуация была предсказуемой для производителей, для покупателей и для инвесторов как в США, так и в Африке. США должны также бороться за повышение его эффективности — например, за счет послаблений в правилах происхождения товара и предоставления налоговых стимулов тем американским компаниям, которые инвестируют средства не в нефтедобывающую отрасль.
Такое продление действия закона «О росте и возможностях для стран Африки» облегчит интеграцию малых и средних предприятий Африки в глобальные цепочки создания стоимости. Соединенные Штаты должны также поддерживать программы, предусматривающие оказание консультационных услуг, предоставление маркетинговой информации, доступ к технологиям, обучение, а также доступ к оборудованию и складским мощностям.
В области науки и образования существенное расширение программы Фулбрайта пойдет на пользу как американцам, так и африканцам. Но наряду с этим, проводимые под эгидой американских министерств и ведомств совместные исследовательские проекты будут способствовать развитию здравоохранения, науки и сельского хозяйства, готовя Африку к глобальному потеплению. Сотрудничество с США даст немалые дивиденды, поскольку континент сможет действеннее использовать свой колоссальный потенциал гидроэнергетики, солнечной энергии и прочих возобновляемых ресурсов.
В частности, в фармацевтике США окажутся на правильной стороне истории, если помогут обеспечить Африке доступ к жизненно необходимым лекарствам и к знаниям, нужным для их создания. Парадоксально то, что США, которые обычно активнее всех выступают за права интеллектуальной собственности, не ратифицировали Конвенцию о биологическом разнообразии, испытывая на себе давление фармацевтических компаний, опасающихся, что это будет «чрезмерно» защищать интеллектуальную собственность, связанную с использованием в их продукции генетических материалов, полученных из растений и животных в развивающихся странах.
Преследуя эти цели, Соединенные Штаты должны работать в тесном сотрудничестве с международными финансовыми институтами. У Всемирного банка огромный опыт работы в Африке. На самом деле, многие из идей для этой статьи предложил один из ведущих инновационных мыслителей Селестин Монга (Célestin Monga). Международные финансовые институты совершенно справедливо подвергаются критике за прошлые меры по структурному регулированию, но сейчас они двигаются в новых направлениях. Даже в сегодняшней вызывающей разочарование деловой среде, существующей во многих странах Африки, можно реализовать хорошие проекты и программы в должным образом созданных индустриальных парках, чтобы решить проблемы с нехваткой инфраструктуры и дать толчок индустриализации. На этих островках выдающегося мастерства и совершенства можно создавать конкурентоспособные предприятия в таких отраслях как агробизнес, легкая промышленность и туризм. Они могут стать точкой входа для остальных.
Встреча Обамы с африканскими руководителями дает уникальную возможность для создания новых партнерств, при помощи которых можно будет использовать преимущества Америки на благо США и Африки.
Автор — профессор Колумбийского университета, бывший главный экономист Всемирного банка.