Российская агрессия против Украины породила призывы к НАТО повысить готовность к отражению внезапных нападений такого рода.
Я с этим полностью согласен. С самого начала я называл данный кризис сигналом тревоги для альянса и для всех тех, кто желает видеть Европу неделимой, свободной и мирной.
Кризис продолжается, и в этих условиях кое-кто обвиняет НАТО либо в излишней самоуспокоенности, либо в чрезмерной воинственности. Но и те, и другие неправы. НАТО продолжает выполнять свои задачи, обеспечивая безопасность стран-членов. Но мы однозначно можем и должны сделать гораздо больше.
НАТО — это не индивидуальный субъект. Это альянс, состоящий из 28 суверенных государств, и все решения в нем мы принимаем на основе консенсуса. Иногда это занимает много времени и вызывает недовольство. Но вместе мы намного сильнее, чем поодиночке. И сегодня, когда мы сталкиваемся с самым серьезным вызовом со времен холодной войны, я рассчитываю на то, что все союзники сделают гораздо больше для нашей коллективной безопасности.
После краха коммунизма НАТО предпринимала попытки наладить связи с Москвой, предлагая ей более тесное сотрудничество по большему количеству вопросов, нежели любой другой стране, не входящей в состав альянса, а также стремясь к стратегическому партнерству. Россия в ответ разорвала свод правил, разжигает конфликты в Молдавии, Грузии и на Украине, а сейчас бросает вызов основанному на правилах и нормах международному порядку. Пользующиеся поддержкой России сепаратисты связаны с трагической потерей самолета Малазийских авиалиний МН17. Такое поведение делает наш мир опасным и непредсказуемым.
НАТО быстро отреагировала на противозаконную и неправомерную попытку аннексировать Крым. Мы приостановили практически все сотрудничество с Россией, сохраняя при этом открытыми дипломатические каналы для ведения диалога. Мы расширили сотрудничество с Украиной. И мы приняли незамедлительные меры по повышению готовности, направляя больше кораблей в море, больше самолетов в воздух и проводя больше учений на суше.
Союзники по НАТО далеко не пассивны. Напротив, они удвоили количество истребителей в небе над странами Балтии, проводят полеты разведывательной авиации над Польшей и Румынией. Мы направили дополнительные корабли в Черное и Балтийское моря. И мы проводим целую серию учений по всему региону. Все 28 стран-союзниц вносят свой вклад в укрепление коллективной обороны, подавая сигнал о единстве и решимости НАТО.
Возрождающаяся Россия — это не единственная наша проблема. Перед нами - целая череда кризисов от Северной Африки до Ближнего Востока и Кавказа. Поэтому союзники по НАТО напряженно работают над решением целого комплекса вопросов, от противоракетной обороны и средств разведки до совместной боевой подготовки. Страны НАТО делают все необходимое, чтобы мы могли справиться с вызовами безопасности 21-го века и сохранить самый мощный военный альянс, который когда-либо существовал в мире. Когда мы говорим, что в НАТО «один за всех и все за одного», мы говорим это вполне серьезно.
Через месяц на саммите НАТО в Уэльсе мы будем принимать важные решения, чтобы сделать наш альянс боеспособнее, быстрее и гибче. Мы примем план действий по повышению своей готовности в соответствии с рекомендациями, которые на прошлой неделе высказал комитет по обороне британской палаты общин. Мы внимательно анализируем, как наилучшим образом развернуть и задействовать наши силы в интересах обороны и сдерживания. Мы рассматриваем меры усиления, включая заблаговременное размещение в передовых районах техники и предметов снабжения. Мы пересматриваем наши планы обороны, оценки угроз, соглашения по обмену разведывательной информацией, процедуры раннего предупреждения и планы действий в кризисной ситуации. Мы разрабатываем новый график учений, которые будут проводиться в большем количестве мест, предусматривая больше форм ведения обороны, чем прежде. Это и танки в Польше, и кибернетическая оборона в Эстонии, и общевойсковые маневры в Испании и Италии.
Мы намерены и дальше укреплять наши многонациональные силы реагирования, призванные оперативно действовать в условиях любого кризиса, в любой точке планеты. Между тем, семь стран-союзниц во главе с Великобританией создают совместные экспедиционные силы. Дания, Германия и Польша также начали работу по повышению боеготовности многонационального корпуса, дислоцирующегося в польском городе Щецине. Все это позволит нам оперативнее отвечать на вызовы в регионах, включая те, где у нас мало средств предупреждения.
Но боеготовность требует ресурсов и сильной политической воли. За последние пять лет страны НАТО в среднем сократили свои оборонные расходы на 20 процентов. Россия же увеличила свой военный бюджет на 50 процентов. Соединенные Штаты и некоторые европейские страны, включая Британию, вкладывают значительные средства в модернизацию своих войск, но остальным надо делать больше в этом направлении.
Экономика восстанавливается, и теперь нам надо переломить тенденцию сокращения военных расходов. Это нелегко, но это крайне важно. Воодушевляет то, что некоторые страны, такие как Польша, Румыния и прибалтийские государства, уже сделали конкретные шаги в этом направлении. Я надеюсь, что саммит покажет нашу готовность вкладывать больше средств в укрепление совместной обороны.
Действия России нельзя игнорировать. На карту поставлен мировой порядок, сложившийся после холодной войны. Поэтому НАТО нужна больше, чем когда бы то ни было. Мы полны решимости показать в Уэльсе, что НАТО настроена очень серьезно.
Автор статьи — генеральный секретарь НАТО.