При поддержке ВМФ России и Института исследований турецкой морской истории во главе с адмиралом Метином Атачем, бывшим командиром военно-морских сил Турции, с 23 по 25 июля в Санкт-Петербурге состоялся Второй Международный конгресс евразийской морской истории. Расходы на проведение данной встречи взяли на себя Палата судоходства Турции, а также предприниматель Афлатун Алиев — азербайджанец по происхождению и в Санкт-Петербурге личность небезызвестная.
Наиболее отрадная сторона конгресса заключается том, что этой встрече, вне всякого сомнения, удалось пробудить интерес к изучению общей морской истории России и Турции, а также напомнить о необходимости чтить морские традиции государств. Вместе с тем, не может не воодушевлять тот факт, что к изучению этого вопроса, а также таких областей, как мореплавание, военная история, средиземноморская цивилизация, склоняется все больше молодых российских и турецких историков, возраст которых не превышает 40 лет. В выступлениях многих из них присутствовали особый колорит и исследовательская новизна, докладчики опирались и на малоизвестные архивные источники.
На открытии этой научной встречи мне тоже предоставили слово. Я обратил особое внимание на то обстоятельство, что в России и Турции современное морское дело появилось позже, чем во многих средиземноморских и даже североевропейских странах. В тот период, когда мы завоевали Малую Азию и едва достигли Средиземного и Черного морей, итальянцы, каталонцы, южные французы уже давно были мореплавателями. Кроме того, к тому моменту с морским делом уже была знакома и определенная часть мусульман. Только в начале XVIII века России удалось выйти за пределы речного судоходства и применить навыки современного мореходства на практике, в Черном и Балтийском морях. Чтобы научиться корабельному делу, молодой Петр Великий несколько лет провел в Европе (пока его сестра Софья была регентом), выполняя подсобную работу на судоверфях. А сегодня на российских кораблях уже используется ядерная энергия.
В XVI веке присутствие Турции ощущалось в Средиземном море, Персидском заливе и Индийском океане. Однако она больше опиралась на сухопутные силы и сухопутную торговлю, что было характерно для нашей империи. После эпохи Сулеймана I Великолепного (именно тогда появились наши великие мореплаватели), в XVII веке, нам, увы, не удавалось идти в ногу с технологическим развитием в области мореходства и кораблестроения в Атлантике. Тем не менее, сегодня турецкий военный и гражданский торговый флот считается одним из значительных в мире.
Мы действительно весьма продвинулись вперед с точки зрения технологий и инженерии судостроения. Однако нужно понимать, что важнейшим источником осведомленности в этом вопросе являются научные исследования, в том числе в области морской истории. К сожалению, историки не питают к этой сфере должного интереса. Надеюсь, эта ситуация скоро изменится.
Вопросы, требующие научного анализа
Морская история России тесно переплетается с морской историей Турции. Достаточно вспомнить, как в эпоху правления Екатерины II адмирал Эльфинстон и адмирал Орлов сожгли турецкий флот в Чесменской бухте. Или как в ходе греческого восстания Россия вместе со своими союзниками уничтожила наш флот в Наваринской бухте. Во время Крымской войны состоялась Синопская битва. Были и не столь крупные морские сражения. Но однажды, в войне на море против Наполеона, наш совместный флот под командованием адмирала Ушакова и капудан-паши (титул командующего флотом Османской империи — прим. пер.) Абдюлькадир-бея захватил Ионические острова (семь островов) в Адриатическом море. Две монархии при совместным протекторате создали первую в современной истории балканскую республику — Республику Семи Островов. Это был первый российско-турецкий союз до национально-освободительной войны в Турции. Вступив в Первую мировую войну, Турция обстреляла порт Одесса. Российский флот систематически блокировал черноморские турецкие порты. Все эти события все еще ждут внимания со стороны исследователей.