Фидель Кастро, которому во вторник исполнилось 88 лет, может вызывать неприязнь или преклонение, но только не равнодушие. Сейчас кубинский лидер занимается изучением бед человечества, дипломатией и наблюдает за развитием сельскохозяйственного производства на Кубе. Когда у него есть настроение, принимает иностранных руководителей и людей, которым доверяет, не препятствуя при этом либерализации общественно-экономической жизни, начатой его братом Раулем в 2011 году.
Фидель Кастро не вдается в мелкие подробности проводимых реформ, потому что ему этого не позволяют врачи, но при этом он всегда в курсе принципиальных решений, ни одно из которых не угрожает главенствующей роли Коммунистической партии, находящейся у власти с 1959 года, когда одержали победу повстанцы, начавшие свою борьбу в горах Сьерра-Маэстра. Кубинские революционеры продолжают почитать своего вождя столь же истово, как и раньше. На острове по-прежнему действует система, несовместимая с плюрализмом мнений и гражданскими свободами.
Ничего нового в портрете страны и ее лидера - противоречивого, харизматичного, непредсказуемого, вызывающего восторг у своего окружения, когда он наносит неожиданный визит в сельскохозяйственный кооператив, на ферму, в художественную галерею, в деревню к крестьянам, чтобы узнать, как они живут. «Я видел его на расстоянии одного метра, и у него более ясный ум, чем у нас с Вами», - бойко рассказывал в апреле молодой председатель национального движения кооперативов.
В этом месяце я побывал в провинции Артемиса и беседовал с высокопоставленными должностными лицами Коммунистической партии Кубы, которые разговаривали с Кастро или знали о его неожиданных поездках в микроавтобусе по окрестностям Гаваны. Они с упоением рассказывали о самоотверженном служении команданте, о его живом интересе ко всему происходящему; говорили о его ясном и проницательном уме, неподвластном времени, и хорошей физической форме.
Каждый день рождения Кастро вызывает приступ ненависти у всех тех, кто на Кубе и за ее пределами изливают проклятия в адрес одной из ключевых фигур XX века, холодной войны и Третьего мира.
После того, как в 2006 году он покинул Дворец Революции в результате острейшего желудочного заболевания, в прессе почти не появляются сообщения о его личной и семейной жизни, состоянии здоровья. Мало сообщается о его встречах с советниками, которые рассказывают ему об Обаме, Европе, Путине и Украине, или о переписи кур-несушек.
«Фидель Кастро играл и продолжает играть основополагающую роль в революционном процессе», - заявил ABC Рикардо Аларкон, бывший член Политбюро Коммунистической партии Кубы и бывший председатель Национальной ассамблеи Народной власти (парламента), которого считали третьим по значимости лицом в стране. Во время своего визита в Мадрид на вопрос о том, советуется ли нынешний руководитель со своим старшим братом, он ответил: «Они очень ценят и уважают друг друга. И по всем основным вопросам, как сказал Рауль, необходимо консультироваться с команданте».
Конечно, есть доля правды в том, что все преобразования, предпринятые 83-летним Раулем Кастро, были бы немыслимы без одобрения Фиделя. Он предпринимал подобные шаги и в конце 80-х, в смутные времена распада Советского Союза, когда некоторые из министров или партийных деятелей советовал ему присоединиться к политике гласности и перестройки.
В 1993 году, после жесточайшего экономического кризиса, который чуть не стер Кубу с политической карты, Фидель Кастро дал добро на «реформы без капитализма». Он внимательно изучил опыт Китая и Вьетнама, где коммунистическая партия допустила определенную свободу, оставаясь при этом у власти. А в 2010 году сделал сенсационное заявление американскому журналисту Джеффри Голдбергу: «Наша модель не годится уже даже для нас самих».
Главный герой Плайя-Хирон и Октябрьского кризиса 1962 года, переживший множество покушений, не проводит официальных торжеств по поводу дней своего рождения, наблюдая за проходящими в стране преобразованиями, хотя 80% производственных мощностей все еще находятся в руках государства. И все это происходит прежде всего не по воле правительства. Всегда жаждущий активных действий Фидель занимается дипломатической работой, принимает президентов дружественных стран, в частности, Китая и России, беседует с дружественно настроенными журналистами и представителями интеллигенции и признается, что испытал глубокую скорбь, когда узнал о смерти двух своих ближайших друзей: Габриэля Гарсии Маркеса и Уго Чавеса.