В Брюсселе часто можно услышать русский язык. Но уже не в штабе НАТО. Отведенный для представительства недавнего «партнера» — России — корпус сейчас пустой. После начала агрессии на Украине было велено убраться всему персоналу, разрешено находиться только послу Александру Грушко, его заместителю и руководителю офиса. А именно: НАТО приостановило сотрудничество с Россией, однако «дипломатические каналы» оставило открытыми.
Две встречи с посланником Кремля состоялись, но непонятно, зачем он о них просил, неофициально рассказывают должностные лица НАТО. Послание Грушко не отличалось от пропаганды Russia Today.
Брюссель — первая остановка организованной миссией США в НАТО программы для международных СМИ. Почти все беседы с представителями НАТО и США проходят в формате on background — для фоновой информации и собственного сведения, но не для цитирования. Единственное исключение — представитель министра обороны США Роберт Бэллс. Его тема — способности НАТО до 2020 года. Это напрямую связано с другими вопросами (например, оборонные бюджеты, стратегическая концепции НАТО, совещание руководителей стран-членов НАТО в сентябре в Уэллсе), которым действия России на Украине придали совсем другую актуальность. Пропаганда Кремля эту актуальность усиливает — как часть реализуемой Россией «гибридной войны», на которую НАТО должно суметь ответить.
Представители НАТО подчеркивают, что никакое сотрудничество с Россией невозможно, пока у власти Путин. Однако НАТО будет соблюдать подписанный с Россией в 1997 году основополагающий документ о том, что в новых странах-членах блока не будут размещаться «значительные» и «боевые» силы «на постоянной основе». Хотя Россия, обязавшаяся уважать границы государств, фундаментально нарушила их, НАТО, со своей стороны, оставляет это «в повестке дня» на более или менее отдаленное время, когда ситуация изменится.
Союзники и, прежде всего, США сделают все возможное для безопасности больше всего подверженных угрозе со стороны России стран Балтии и Польши. Тактика будет заключаться в том, чтобы удержать от искушения использовать прямую военную силу или повторить реализуемую на Украине «гибридную войну». Тем не менее, увеличение оборонных бюджетов крайне актуально: если государства Балтии хотят получать существенную помощь, они должны сделать серьезные инвестиции в инфраструктуру для приема дополнительных сил НАТО — в порты, железную дорогу, военные базы.
После принятия Сеймом в прошлом месяце закона о финансирования обороны Латвия из образца опасного сокращения бюджета превратилась в пример позитивных перемен в отношения членов НАТО к своей безопасности. Вместе с Литвой, Польшей и Турцией нас называют страной, принявшей на «самом высоком политическом уровне» решение об увеличении расходов на оборону до стандарта НАТО — 2% от ВВП.
Впрочем, оборонный бюджет Латвии по-прежнему остается одним из самых маленьких. Большую часть его увеличения Сейм оставил правительствам 2019 и 2020 годов. К тому же, как известно, политики правящей коалиции надеялись обойтись без каких-либо конкретных цифр роста расходов на оборону, и в подготовленном к первому чтению законопроекте был установлен только срок — до 2020 года, причем с оговоркой «с учетом возможностей бюджета». Иногда кажется, что наши политики не видят угроз для Латвии или предпочитают их не видеть, или же надеются, что НАТО их осознает и защитит нас.
У людей из штаба НАТО действительно нет иллюзий относительно опасности действий России, и они откровенны в оценке ситуации: она не улучшится, пока в России будет править нынешний режим, но перед улучшением ситуация станет еще хуже.
Роберт Бэллс подчеркнул: прежде вопроса о защите от возможного нападения на государство-член НАТО стоит вопрос о сдерживании. Гарантии 5-го параграфа договора НАТО о том, что нападение на одну страну альянса считается нападением на всех, «железные». Военное превосходство США и НАТО над Россией значительное. В дополнение к этому имеется ядерное оружие, или «окончательная гарантия». «С учетом всего этого — кто пошлет танки через границу?» — риторически спросил Бэллс.
НАТО еще в апреле приняло пакет из 18 срочных мер, направленных на сдерживание противника и на воодушевление стран Балтии, Польши, Румынии и Болгарии, напомнил Бэллс. Эти меры предусматривают, в частности, усиление воздушных, морских и сухопутных сил во всех странах Балтии и в Польше.
Для сравнения Бэлсс упомянул ситуацию времен холодной войны, когда у американцев в Берлине была только одна бригада. Вряд ли кто-то из военных аналитиков считал, что эта бригада была способна разгромить Советскую армию. Тем не менее, она олицетворяла реальную цель: если Советский Союз надумал бы нарушить соглашение и попытаться захватить Берлин при помощи военной силы, то столкнулся бы с военной силой НАТО. Последствия конфликта было сложно прогнозировать. «И эффект сдерживания был в силе 30 лет», — отметил Бэллс.
Начатая Путиным война — это не новая холодная война, по меньшей мере, на взгляд западных стран и НАТО, хотя меры альянса иногда похожи на те, что предпринимались тогда. Но это все равно война. С соответствующим войне мышлением. У гостиницы, где мы останавливались в Брюсселе, один день красовался черный Audi с бельгийскими номерами и с Георгиевской ленточкой на зеркале заднего вида.
Перевод: Лариса Дереча.