Инвесторы изо всех сил пытаются уменьшить риск возможных экономических последствий от продолжающихся на Украине боевых действий, которые приводят в беспорядок и без того слабые рынки.
Валюта в Центральной и Восточной Европе, включая венгерский форинт и польский злотый, упала, по меньшей мере, до годового минимума по отношению к доллару, поскольку инвесторы уходят из экономик тех стран, которые меньше всего защищены от последствий антироссийских санкций. Европейские акции также просели.
Инвесторы реагируют на эскалацию насилия и встречные санкции, которые оказывают влияние на финансовые рынки региона и разоблачают уязвимости оказавшейся в беде европейской экономики. Европейские страны и США в конце июля ввели обширные санкции против некоторых россиян и банков, утверждая, что Москва поддерживает повстанцев на востоке Украины. Россия в ответ запретила импорт продовольствия из стран, поддержавших санкции.
В пятницу произошел скачок нефтяных цен, упали котировки акций в США, а золото отыграло прежние потери, когда украинский президент заявил, что его военные уничтожили российскую колонну бронетехники. Но в понедельник рынки нанесли ответный удар, когда западные и украинские власти постарались отыграть назад эту новость о нападении, а Россия заявила, что его вообще не было. Данные изменения свидетельствуют о том, насколько болезненно реагируют рынки на царящую в регионе острую напряженность.
Эскалация конфликта между Россией и Западом добавляет неопределенности на рынках, где уже отмечается неравномерный рост и сдвиги в политике Федерального резерва. По мере усиления нестабильности на рынках инвесторы вынуждены приводить в порядок свои инвестиционные портфели, приспосабливая их к периоду неопределенности. Пока падение котировок не привлекает охотников за низкими ценами, и это свидетельствует о том, что инвесторы ждут новых проблем в будущем.
«Европейский экономический подъем с самого начала был слабым, а теперь на границе Европы появилась еще и эта нестабильность», — заявил Дэвид Чалупник (David Chalupnik), управляющий портфелем активов на 8,5 миллиарда долларов в фонде Nuveen Asset Management.
По словам Чалупника, его фонд год назад сделал ставку на то, что экономический подъем в США и Европе вызовет рост акций промышленных компаний. Но напряженность между Россией и Западом усилилась, и показатели прибыли таких компаний во втором квартале оказались слабыми. В прошлом месяце фонд продал позиции в компаниях, которые, по его мнению, очень сильно зависят от Европы. Среди них корпорация Eaton.
«Мы подумали, что пора из этого выбираться», — сказал Чалупник.
Восточноевропейские страны, отправляющие значительную часть своего экспорта в Россию, больше всех пострадали от ухода инвесторов. В целом вклады в акции и облигации развивающихся европейских экономик в августе месяце резко сократились. В текущем месяце по состоянию до 11 августа инвесторы вывели 234 миллиона долларов из компаний розничной торговли этого региона, хотя в июле вложили туда 33 миллиона долларов, а в июне 891 миллион, о чем свидетельствуют данные EPFR Global. Польский злотый с 1 июля упал на 3 процента, а венгерский форинт и чешская крона на 4 процента.
Другие покупают активы, которые, по их мнению, поднимутся в цене в случае усиления конфликта с Россией. Россия это один из крупнейших в мире производителей палладия, никеля и алюминия, и она занимает второе место по экспорту нефти. Пока санкции не мешают экспорту сырьевых товаров. Но некоторых инвесторов тревожит то, что будущие ограничения могут навредить сырьевому экспорту, или что Россия сама может в ответ прекратить экспорт.
Фьючерсы по палладию, а этот рынок особенно остро реагирует на события, связанные с Россией, в понедельник достигли рекорда за 13 лет, установившись на отметке 894.90 доллара за тройскую унцию.
Фонд из Цинциннати Huntington Asset Advisors, распоряжающийся 1,8 миллиарда долларов, недавно приобрел акции горнодобывающих компаний, в том числе, Rio Tinto PLC, Southern Copper Corp. и Vale, сделав ставку на повышение цен на металлы, если Россия прекратит экспорт никеля или алюминия. Акции всех трех компаний с 1 июля поднялись на 4 и более процентов.
«По сути дела, мы хотели купить акции этих компаний в качестве страховки», — сказал портфельный менеджер фонда Питер Соррентино (Peter Sorrentino).
Безусловно, большинство инвесторов надеется, что сам военный конфликт останется в пределах Украины и не распространится на другие страны. В своем нынешнем виде санкции могут повлиять лишь на небольшую долю европейского производства. А готовность Европейского центробанка стимулировать экономику наверняка ограничит ущерб ЕС, отмечают инвесторы.
«Да, последствия возможны, но с учетом того, что нам известно сейчас, последствия будут иметь временный и незначительный характер», — заявил главный инвестиционный управляющий и содиректор по комплексным инвестиционным решениям из AllianceBernstein Дэн Лоуи (Dan Loewy). Его фонд управляет инвестициями на 100 с лишним миллиардов долларов. Лоуи говорит, что они не проводили никаких изменений в своих инвестициях в связи с российскими рисками, разве что застраховали некоторые области своих портфельных инвестиций опционами пут, которые поднимутся в цене по мере снижения других инвестиций.
Тем не менее, некоторые инвесторы делают все возможное, чтобы не оказаться застигнутыми врасплох.
Главный менеджер по инвестициям Джек Эйблин (Jack Ablin) из BMO Private Bank, в управлении которого находится 66 миллиардов долларов, заявил, что его фирма решила в четверг наполовину сократить свои позиции в банковских займах со ставкой ЛИБОР. Это довольно неликвидный актив, который может резко упасть в момент внезапной эскалации геополитических рисков. Взамен она хочет купить краткосрочные корпоративные облигации.
Ситуация на Украине это «тот перевалочный пункт, где геополитическая конфронтация может перерасти в экономические проблемы, — сказал он. — Нам просто нужно хотя бы немного пороха держать сухим».