На сайте президента Украины и в СМИ появилась новость о том, что 26 августа в Минске состоится встреча в формате «Украина — ЕС — Евразийская тройка» (Россия, Белоруссия и Казахстан).
На ней «будут обсуждаться вопросы, связанные с имплементацией Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС, энергетической безопасностью и стабилизацией ситуации на Донбассе».
Обращает на себя внимание стыдливое упоминание «ситуации на Донбассе», как будто между прочим. И это — в то время, когда там идут тяжелые бои против российских наемников, которые уже используют не только танки и «Грады», но и сверхмощные системы залпового огня «Ураган».
Донбасс — лишь «третья тема», а главной темой заявлено обсуждение нашего основополагающего Соглашения с ЕС... с руководителями Таможенного союза.
Кроме президентов Украины, России, Белоруссии и Казахстана в столицу Белоруссии прибудут аж три еврокомиссара — Высокий Представитель ЕС по вопросам безопасности и внешней политики Кэтрин Эштон, вице-президент Еврокомиссии — Комиссар по вопросам энергетики Гюнтер Оттингер и комиссар по вопросам торговли Карл де Гухт. Беспрецедентное представительство.
Сам факт каких-либо переговоров, которые потенциально могут предупредить возникновение войны, в международной практике принято считать позитивом. Но — не при таком количестве неоднозначных, если не сказать сомнительных обстоятельств!
Во-первых, против Белоруссии все еще действуют санкции ЕС. Они направлены против 232 должностных лиц и 25 юридических лиц. К тому же, существует неофициальная практика ограничения политических контактов с руководством этой страны. Поэтому столицу Белоруссии в течение последних лет не посещал ни один официальный представитель ЕС уровня комиссара. А тут — сразу трое.
Во-вторых, согласно нормам международного права «каждое государство обладает правоспособностью заключать международные договоры». В случае же Соглашения об ассоциации Россия подвергает сомнению такое право Украины. Похоже, что и мы, и европейцы, согласившись на переговоры с руководством Таможенного союза по ассоциации, по сути, идем на поводу у прихотей господина Путина. Даже маленькие Молдавия и Грузия нашли в себе силы не поддаться на шантаж, ратифицировав аналогичные соглашения. Мы же даем очевидную слабину — напомню, что договор до сих пор не внесен на ратификацию в Раду.
В-третьих, в условиях, когда Россия ведет против Украины войну на уничтожение, говорить о второстепенных (хотя и бесспорно важных) вещах — таких как торговля, энергетика и т.д. — это вообще признак дурного вкуса. Это — неуважение к сотням погибших, тысячам раненых и уже сотням тысяч пострадавших граждан Украины.
Тем более — в формате «Евразийской тройки», то есть Таможенного Союза, две страны-участницы которого не имеют никакого отношения к событиям на Украине и не имеют реального влияния на президента России.
На самом деле единственное, чего должен добиваться президент Порошенко сегодня — это официальных переговоров в Женеве, в городе, где на протяжении последнего столетия по традиции решается большинство военных конфликтов.
Их состав — Украина, Россия, ЕС, США, ООН, ОБСЕ.
Цель — заключение договора о перемирии. В нем должны быть предусмотрены сроки прекращения огня, гарантии соблюдения перемирия, временные рамки обмена пленными, вывод российских наемников и тяжелого оружия обратно в Россию и т.д.
Любые же другие форматы или повестки дня — это не только издевательство одного человека над всем миром, то еще и манипулирования общественным мнением, а также пустая трата драгоценного времени.
А с нашей стороны участие в такой игре — это обман самого себя.
Вадим Трюхан, директор Координационного бюро европейской и евроатлантической интеграции (2008-2010 гг.), член делегации Украины на переговорах с ЕС относительно Соглашения об ассоциации и Соглашения о совместном авиационном пространстве (2007-2010 гг.), Главный эксперт рабочей группы по европейской интеграции Реанимационного пакета реформ.