«Локомотив» ЕС — Германия, чтобы избежать дальнейших финансовых потерь для экономики своей страны и Евросоюза в целом из-за продолжающейся агрессии России на Востоке Украины, организовала экстренное тушение пожара на Донбассе. Пожарным инструментом выступит беспрецедентное дипломатическое давление на Киев. Сначала убеждать украинское руководство прекратить боевые действия на Донбассе в столицу Украины 23 августа прибудет лично канцлер Меркель.
Через три дня после этой встречи, президент Порошенко будет общаться на эту же тему с Путиным на минской встрече в формате Украина-Европейский Союз — Таможенный союз. Наконец, 30 августа Петр Порошенко осуществит рабочий визит в Брюссель, где проведет ряд встреч с лидерами стран Евросоюза с обсуждением путей скорейшего прекращения конфликта на Донбассе.
Подобно тому, как в июне, на встречах Трехсторонней группы по урегулированию ситуации на Украине, где кроме официального Киева фактически были представлены Кремль и боевики из «ДНР» и «ЛНР», официальному Киеву придется выдержать настоящий натиск «миротворцев из ЕС». Правда, тогда канцлеру Меркель приходилось дистанционно убеждать президента Порошенко обязательно пользоваться услугами кума и протеже Путина Виктора Медведчука для урегулирования кризиса на Донбассе.
Этот путь для европейцев и тогда, и сейчас заключается в скорейшем прекращении огня. На словах — всеми сторонами. На практике — прежде всего, украинской стороной. Введя санкции против России, сделав это хоть и после США, но раньше самой Украины, европейцы посчитали свой арсенал давления на Россию исчерпанным. Сейчас для них ключевым является размер возможных потерь из-за продолжающегося противостояния Украины и России.
В частности, немецкие должностные лица серьезно опасаются разрастания масштабов конфликта. И увеличения вследствие этого размера потерь немецкой экономики. Поскольку это потребует дополнительных затрат на вооружение. Чего Германия, в отличие от той же Польши, до сих пор благополучно избегала.
Маяк геополитики по-российски погас
С другой стороны линии конфликта находится Россия, которая переживает все усугубляющиеся экономические сложности. Они растут и вследствие санкций против нее, и из-за катастрофического падения цен на нефть.
Цена российской нефти марки urals уже упала ниже 100 долларов за баррель — при том, что бюджет РФ сверстан из расчета 114 долларов. Между тем, есть четкая закономерность: геополитические амбиции этого сырьевого супергиганта имеют четко выраженную природу маяка. И пока цена за баррель превышает 100 долларов — Россия может позволить себе роскошь строить масштабные геополитические схемы и изыскивать средства для их реализации.
Но лишь цена падает меньше сотни за баррель — «геополитический маяк» made in Russia тут же перестает светиться. Поскольку на первый план выходит необходимость обеспечить критически важные статьи расходов существования российского государства и его населения. Эта уже многократно проверенная закономерность сработала и на этот раз. Причем сейчас лаг времени между начатым Москвой мега-прожектом по ликвидации послевоенного мироустройства и переходом к режиму консолидации всех внутренних ресурсов исключительно для самовыживания получился очень коротким. И наглядным — из-за пристального внимания всего мира к действиям России на Украине.
Таким образом, в данный момент времени realpolitik по-немецки и по-российски ситуативно совпали. Поэтому президенту Порошенко предстоит крайне непростая задача: отстоять национальные интересы и перед московским противником, и перед европейскими союзниками. Ведь Украина многократно заявляла: прекращение огня любой ценой, как настаивает ЕС, а тем более с признанием террористов из «ДНР» и «ЛНР» равноправной стороной переговоров, как того постоянно требует Кремль, для нее неприемлемо. То есть остается третий путь — четко зафиксировать взаимоприемлемые правила и получить от Москвы не очередную порцию отвлеченных обещаний, а конкретные действия по выполнению этих правил.
К примеру, Киев категорически настаивает на прекращении транзита боевиков и вооружения через российскую границу. Значит, условием для начала режима прекращения огня могут стать отвод российских войск от границы с Украиной и установление эффективного контроля украинских пограничников и международного сообщества над всей границей. Лишь после этого возможно прекращение огня и обсуждение деталей выполнения следующей задачи — возвращения всей территории Донбасса под контроль Украины. А затем нужно добиваться включения в повестку дня переговоров темы возращения остающегося под российской оккупацией Крыма.
Что немцу хорошо, то украинцу — не пойдет
И тут — в теме возвращения Крыма — опять могут проявиться кардинальные расхождения сторон. Визит Меркель в Киев и последующая встреча 26 августа Порошенко с Путиным станут проверочным тестом для подтверждения неофициальной — пока — информации британского издания Independent об уже подготовленном тайном плане Германии и России по урегулированию украинского кризиса.
Составные части этого плана:
— «вынесение за скобки» примирения на Донбассе крымского вопроса. Программа-максимум Кремля — добиться признания международным сообществом принадлежности Крыма России;
— экономическая поддержка Евросоюзом Украины;
— отказ России от финансовой и военной поддержки различных сепаратистских групп, действующих на востоке Украины;
— предоставление Донбассу определенной автономии;
— отказ Украины от вступления в НАТО с одновременным прекращением попыток Кремля затормозить сближение нашей страны с ЕС;
— новый долгосрочный контракт Украины с «Газпромом»;
— 1 миллиард долларов компенсации Киеву за аренду базы ВМФ в Севастополе, которую Москва перестала платить после того, как в марте жители Крыма проголосовали на референдуме о независимости.
Как минимум отдельные составляющие этого плана уже реализовываются Россией и Германией. И если ключевые его пункты в ближайшие будут предложены Киеву и Берлином, и Москвой, независимо друг от друга, это подтвердит существование принципиальной договоренности между Германией и Россией о пути разрешения украинского кризиса. Вероятность того, что некое общее видение этого пути в Берлина и Москвы есть, является очень высокой.
Германия, будучи ведущей экономикой Евросоюза, чрезвычайно заинтересована в скорейшем урегулировании отношений с РФ. Ведь Россия является третьим партнером ЕС с оборотом в 460 миллиардов долларов. Сама Россия с каждым днем испытывает все большие сложности вследствие действия санкций против нее.
По отдельным пунктам из вышеназванного списка — вне зависимости от возможных договоренностей Меркель с Путиным — Украина и так работает. К примеру, Киев настаивает на новом контракте с «Газпромом» со справедливой рыночной ценой газа для Украины. Или же помощь от ЕС: просили не только экономического содействия, но и военной помощи. Однако для Украины категорически неприемлемо соглашаться — даже на время, даже в качестве символического жеста, — с утратой Крыма. Возвращение этой оккупированной Россией территории в состав Украины и так будет очень непростым и небыстрым процессом. Лишь неизменно настаивая на незаконности крымской оккупации и используя все возможные рычаги для возвращения себе захваченной части территории, Украина сможет добиться здесь успеха.
К слову, после того, как Германия в 19 столетии оккупировала Эльзас и Лотарингию, Франции понадобилось 48 лет для возвращения своих захваченных немцами территорий. У Украины же есть реальные шансы вернуть себе Крым гораздо быстрее и нужно их использовать. Если снова согласиться с синхронными призывами Москвы и Берлина «сначала прекратить огонь, а затем начать согласовывать позиции Украины и России с тем, чтобы перейти к выработке общей повестки дня проведения переговоров» — повторится то же самое, что было в конце июня. Боевики, получив передышку, смогут перегруппироваться, укрепиться, принять подкрепления через по-прежнему открытую границу с Россией и нанести серию ударов по украинским войскам.
Скорее наоборот, Киеву необходимо, заручившись поддержкой США, «дожимать» стремительно теряющую свои позиции Россию. Санкции, упавшие цены на нефть, успешное проведение АТО на Донбассе — вот ключевые факторы, которые дают Украине уникальный шанс отстаивать выгодный ей план урегулирования ситуации на Донбассе. Если Киев сможет им воспользоваться — до наступления холодов боевые действия на Востоке будут успешно завершены и страна, наконец, войдет в русло мирной жизни. По украинскому плану. А не по теневым договоренностям, достигнутым сильными игроками за ее спиной.