Канцлер Германии Ангела Меркель впервые посетила Ригу в 2006 году во время саммита НАТО. Прогулка по городу «согрела мое сердце», «чувствую, что здесь меня искренне ждали», говорила она. В тот раз визит состоялся после звучавших на протяжении месяцев упреков балтийцев, поляков и украинцев в адрес политиков Германии за то, что они идут по стопам довоенного нацистского министра иностранных дел Иоахима Риббентропа и «продают» их России.
Минувшие восемь лет были историей иллюзий и мышления на уровне пожеланий. Вряд ли многие в 2006 году могли предвидеть экономический кризис 2008 года и вторжение России в Грузию, а тем более то, что тогда еще даже не начатая США «перезагрузка» отношений с Москвой закончится войной Владимира Путина против Запада за восстановление империи. Латвия взахлеб наслаждалась плодами благосостояния докризисных лет, а в повестке дня совещания лидеров стран-членов НАТО в Риге фактически был только один вопрос — Афганистан. (Германия осталась сдержанной по отношению к призывам партнеров принять участие в боевых операциях самой важной на тот момент миссии альянса).
В ходе нынешнего визита Меркель в Ригу внимание СМИ было обращено на «базы НАТО», которых вроде бы не будет, и на российское эмбарго на произведенные в Европейском союзе продовольственные продукты, возникшие из-за которого убытки нужно как-то компенсировать.
Однако самым важным сигналом этого визита был сам визит, к тому же, он состоялся за две недели до поездки президента США Барака Обамы в Таллин, запланированной перед саммитом НАТО в Уэллсе в начале сентября, главным вопросом которого будет новая стратегия НАТО против угрозы со стороны России для послевоенного расклада в сфере безопасности в Европе. Лидеры сильнейшего в военном смысле государства-члена НАТО — США — и самого влиятельного в экономическом смысле государства ЕС — Германии — недвусмысленно дают понять, что не допустят в Балтии повторения украинского сценария.
Это правда, что Германия сразу после начала агрессии России на Украине пыталась не допустить «милитаризации внешней политики», как высказался в апреле министр иностранных дел Франк-Вальтер Штайнмайер. И Меркель настаивала на том, что кризисы в Европе нужно урегулировать только дипломатическими средствами, и она по-прежнему регулярно созванивается с Путиным. Без результатов, но все же продолжаются переговоры глав МИДов Германии, Франции и Украины с министром иностранных дел России.
Однако именно позиция Германии позволила ЕС в конце июля ввести намного более жесткие санкции против России, которые, к тому же, были согласованы с новым этапом санкций со стороны США. Правительству Меркель удалось убедить очень влиятельное лобби крупных компаний своей страны, что такие санкции необходимы. А в Риге канцлер сказала, что 5-й параграф Североатлантического договора — о том, что нападение на одну страну-член альянса считается нападением на всех, — не только «на бумаге», и «мы сделаем все необходимое для обеспечения гарантий того, чтобы НАТО в случае возникновения сложностей в Латвии могло немедленно прийти на помощь».
С 20 августа немецкие боевые самолеты патрулируют воздушное пространство Балтии, и Меркель в Рите подчеркнула, что НАТО должно создать силы быстрого реагирования, которые смогут вмешаться, если Россия попытается повторить в Балтии украинский сценарий.
Сказанное Меркель о том, что НАТО не планирует размещать в Балтии на постоянной основе войска союзников, не является мнением только Германии, и в этом нет ничего нового. США также хотят придерживаться соглашения между НАТО и Россией от 1997 года о неразмещении на постоянной основе в новых странах-членах альянса значительного количества боевых подразделений. То, что Россия нарушила как условия этого соглашения об уважении послевоенных границ в Европе (нарушила еще в 2008 году вторжением в Грузию), так и ряд других соглашений, нельзя считать причиной для того, чтобы и Запад выбросил в мусорник всю систему международных договоров.
Постоянное размещение больших сил НАТО в непосредственной зоне досягаемости российских ракет «земля-земля» и в радиусе действия ракет «земля-воздух» нежелательно также с военно-тактической точки зрения. Зато командующий силами НАТО в Европе генерал Филипп Бридлав объявил о планах существенно укрепить военную базу в Щецине (Польша), а в Балтии и в других странах региона разместить запасы военных резервов, которые в случае кризиса смогут использовать дополнительные силы. В свою очередь, постоянное присутствие подразделений союзников в Балтии будет обеспечено проведением военных учений в порядке ротации.
Базы НАТО в Латвии уже есть — это все объекты Национальных вооруженных сил. Тем не менее, и Бридлав, и генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен, и представители правительства США постоянно подчеркивают то, что Меркель повторила в Риге: государства Балтии должны создать инфраструктуру, которая позволит быстро принять значительные силы союзников.
Расходы Латвии на собственную безопасность сейчас не достигают 1% ВВП. Вместо того, чтобы жаловаться по поводу «баз НАТО» и гадать, почему Обама едет не в Латвию, а в Эстонию, которая выделяет на оборону установленные НАТО 2% ВВП, следовало бы взяться за отложенную в сторону домашнюю работу в сфере безопасности.
Меркель в начале марта во время телефонного разговора с Обамой произнесла ставшую теперь легендарной фразу о том, что Путин утратил связь с реальностью. Западным политикам нелегко признать, что они ошиблись в оценке фундаментальных рисков. Однако агрессивный империализм Кремля — это реальность, которую нельзя игнорировать. Визит в Латвию канцлера Германии подтвердил, что она эту реальность хорошо осознает.
Перевод: Лариса Дереча.