Несколько дней назад BBC продемонстрировала показательную сцену. В Москве группа молодых россиян выстроилась в длинную очередь. За новым I-Pad’ом? Или, может быть, за автографами Джастина Тимберлэйка (Justin Timberlake) или хотя бы Никиты Михалкова? Нет. На рынок выбросили нечто гораздо более привлекательное: майки с изображением Владимира Путина — Солнца Москвы, Великого Спасителя России и иконы поп-культуры, которая на голову бьет Джона Рембо. В очереди стоял даже Микки Рурк (Mickey Rourke), который вместе со своей российской девушкой убеждал, что Владимир — прекрасный лидер и «отличный парень». Неужели те же самые люди верят в московскую пропаганду на тему польского мяса, которое, как утверждает Кремль, настолько некачественно, что его нельзя ввозить в Россию? Логика подсказывает однозначный ответ на этот вопрос. Однако вид россиянки с тележкой, наполненной польским мясом, в известной сети супермаркетов эконом-класса в городке неподалеку от пограничного перехода с Россией, заставляет задаться вопросом об истинной вере в кремлевскую пропаганду.
Как только был запущен проект малого приграничного движения (2012), россияне начали брать штурмом польские магазины. Символом новой ситуации стало появление у границы дополнительного филиала известной торговой сети, где были установлены большие специальные холодильники с мясом, которые моментально опустошали наши восточные соседи. Россияне скупали буквально все: от фруктов до пресловутых сосисок и электробытовых приборов. В выигрыше оказались не только такие города, как Бранево, Бартошице или Голдап. Русскую речь можно было все чаще услышать в больших торговых центрах Ольштына, Эльблонга, Гданьска и Гдыни. Россияне привозили от нас одежду, косметику и игрушки для детей. И в огромных количествах. Живя в Ольштыне, я не раз поражался видом нагруженных дорогими игрушками россиян, которые выходят из отделов известной сети товаров для детей.
Уже тогда россияне пытались как-нибудь обуздать своих сограждан, оставляющих в Польше огромные деньги, из-за чего российские предприниматели несли большие убытки. «Калининградская Правда» как-то писала, что россияне массово нарушают закон, поскольку они имеют право ввозить в страну только пять килограммов продовольственных товаров. По данным журналистов газеты, в январе 2013 года российские таможенные службы конфисковали на границе 938,4 кг продовольствия, в основном - мяса, колбасных изделий и молочных продуктов. Один россиянин пытался раз ввести... 406,7 килограммов еды.
«Российская сторона ввела разного рода ограничения, чтобы пресечь массовый вывоз товаров из Польши в Россию, однако человеческая изобретательность не имеет границ. Проще всего было, конечно, дать российским таможенникам взятку, чтобы они закрыли глаза, но некоторые умудрялись разобрать в Польше холодильник, стиральную или посудомоечную машину на части, чтобы уложиться в 35 килограммов (столько может ввести россиянин "одним куском"). Россияне объясняли, что им все равно выгодно приехать в Польшу, например, за холодильником, даже заплатив за бензин и подкупив таможенника», — говорит Рышард Адамчак (Ryszard Adamczak), издатель и главный редактор газеты Голдапского и Олецкого районов Goniec Extra.
На улицах приграничных городов было отчетливо видно, что покупки в Польше стали для россиян бизнесом. Но этот бизнес остановил Владимир Путин и его нападение на Украину. Все произошло, в частности, из-за курса российской валюты. Стоит вспомнить, что еще до введения европейских и американских санкций против России курс рубля значительно снизился. В феврале этого года он опустился до одной из самых низких отметок в истории. Помня травматический опыт начала 90-х, россияне эмоционально реагируют на сообщения о растущей инфляции, что заставляет все еще быстрее катиться вниз по наклонной. В августе курс рубля упал еще сильнее, и хотя можно анализировать ситуацию стабильности российских резервов под геополитическим углом зрения, лучше всего обстановку отражает ситуация в маленьких приграничных городках, которые живут торговлей с россиянами.
Продавец электротехники в Олецко, с которым мне удалось поговорить, признался, что с момента начала крымского кризиса торговля с восточными соседями «рухнула», а объем продаж электротоваров россиянам в его магазине уменьшился вдвое. Война с Украиной оказывает настолько сильное воздействие на кошельки россиян, что им стало невыгодно покупать даже ту технику, которую им привозят из Польши домой. А такая форма торговли уже начала процветать в Варминско-Мазурском воеводстве. Если продавцам электробытовых приборов есть на то жаловаться, то у торговцев демонизируемого российской пропагандой мяса, ситуация - иная. Видя россиян, кладущих в тележки по несколько упаковок готовых гамбургеров, сосисок или колбасы, я каждый раз вспоминаю очередь с Микки Рурком, страстно ждавшую маек с Владимиром Владимировичем. Эти россияне, видимо, не стояли бок о бок со звездой Sin City в очереди за майками с изображением российского дуче. А, возможно, в официальной жизни они выступают горячими поклонниками человека, в глазах которого Джон Маккейн (John McCain) увидел буквы КГБ, а в частной — стараются существовать вопреки продвигаемому Кремлем дискурсу?
По официальным данным, через границу между Польшей и Калининградской областью стало сейчас ездить на 10% больше автомобилей, чем до введения эмбарго. За неделю, которая последовала за этим событием, в Польшу приехало 83000 российских автомобилей — на три с лишним тысячи больше, чем несколькими неделями ранее. И хотя россияне наверняка аплодировали зрелищным акциям в Гжехотках и Безледах, где российская таможня развернула грузовики, везшие 20 тонн говядины из Австрии и 20 тонн курятины из Польши, это не заставило их отказаться от поиска альтернативных путей покупки утраченных из-за эмбарго товаров. Раз в их магазинах сосиски плохого качества стоят больше 250 рублей за килограмм, сложно не искать вдохновения для типично восточной хитрости. Особенно в контексте того, что запрет на ввоз свинины, введенный седьмого августа, уже привел к разорению нескольких заводов, работавших на польском сырье. Большую часть мяса эти производства привозили как раз из Польши. Любопытно, что россияне покупают сосиски и колбасу вовсе не самого лучшего качества. Недавно по интернету ходила фотография с купающимися в молоке работниками сырной фабрики. Руководство их страны запретило польскую свинину из якобы санитарных соображений, а сами россияне восторгаются самыми дешевыми польскими колбасными изделиями. О чем это говорит?
Работники супермаркетов эконом-класса в Голдапском районе не заметили, чтобы после введения эмбарго число приезжающих к ним россиян резко изменилось, однако они говорят, что те, кто делает у нас покупки постоянно, стали покупать больше, будто бы не только для себя. Польские таможенные службы заметили, что в машинах, въезжающих в Польшу, едет по три-четыре человека. Как же россияне справляются с вывозом продуктов? Помимо обычной контрабанды, которая, как подчеркивают польские таможенники, сама по себе нарушает все санитарные нормы, российские граждане просто подкупают свою таможню. Хотя россиян сложно сейчас склонить к разговорам на эту тему, в одном магазине мне удалось немного «посплетничать» с молодой женщиной, которая регулярно ездит в супермаркет в Бартошице. Она рассказала, что главным поводом, по которому россиянам на какое-то время пришлось отказаться от покупок в Польше, были не мысли об эмбарго или вера в пропаганду, а плохой курс рубля к злотому. «Сейчас в наших магазинах становится все меньше продуктов, так что мы покупаем в Польше. А таможенники даже не всегда берут взятки. Они просто закрывают глаза, ведь их знакомые и родственники тоже привозят из Польши продукты. Уже даже нет игры в кошки-мышки с таможней, как раньше», — говорит она. Тем не менее, обход российских запретов становится похож на игру. С одной стороны — привязанность к вождю, а с другой — беззастенчивое нарушение принципов его политики.
Российские правители прекрасно знают, что эмбарго на польское продовольствие сильнее всего ударит по их собственным гражданам. Испугавшись галопирующих цен, правительство дало согласие на посредничество Белоруссии и Казахстана в поставках западных продуктов. Продуктов, которые официально запрещено ввозить в Россию еще год. Паранойя? Она немного напоминает позднюю Польскую Народную Республику, в которой руководство страны мужественно боролось с проблемами, которое оно само себе создавало. Россияне, приезжающие в Варминско-Мазурское воеводство, уже так делали. Они ездили в Голдапский район через Литву, потому что их таможенники на литовской границе были менее бдительными. Видно, что жизнь среди абсурдов путинской России не слишком их тяготит. В конце концов Путин обещал им империю. Лишь бы она занималась только шоппинг-нашествиями.