Большая часть обозревателей и экспертов по Ближнему Востоку почти не обратила внимания на тот факт, что в основе бурных политических и социальных изменений, происходящих в странах арабского мира вот уже почти три года, лежит тяжелейший в истории мусульманской цивилизации идеологический кризис. Этот кризис продолжается более 250 лет.
Все идеи, которые выдвигали арабские интеллектуалы, начиная со второй половины XIX века с целью найти ответ на стремительно увеличивающийся разрыв между мусульманским обществом и западной цивилизацией, потерпели фиаско. Панарабизм (арабское национальное единство), отдельные национальные арабские государства, движение БААС (светские идеологические режимы в Ираке и Сирии), арабский социализм в Египте.
В конечном итоге и последняя надежда — радикальный ислам, который окреп в результате провала авторитарных арабских режимов с их претенциозной идеологией, — оказалась тщетной. Это произошло после того, как «Братья-мусульмане» победили на выборах в Египте и не предложили обществу никакой конструктивной программы, кроме конституции, закрепляющей законы шариата.
В течение всего этого периода арабским миром были вложены огромные усилия и ресурсы с целью проведения военной, политической и структурной реформ — в ответ на вызов европейской цивилизации с ее военной мощью, идеями свободы и демократии. Многие арабские интеллектуалы считали, что именно в этих идеях кроется секрет превосходства Запада над Востоком. Но при этом они видели в западном влиянии колоссальную угрозу для религиозной идентичности мусульманского общества и богатого исторического наследия мусульманской империи прошлого, простиравшейся от Испании до Индии.
Наряду с пониманием того, что многие западные ценности жизненно необходимы в качестве условия для формирования устойчивого мусульманского общества, исламский мир чувствует угрозу полной капитуляции перед Западом и потери своей идентичности. В основе неудач исламского мира лежит присущая ему неспособность к модернизации, а точнее — неспособность отделить религию от власти, которые зависят друг от друга.
На арабском востоке не происходили исторические процессы секуляризации общества, подобные тем, которые пережил Запад. Христианская теология изначально признавала раздельное существование небесной и земной власти (Кесарю кесарево, а Богу Богово). Это разделение стало источником плодотворного и напряженного диалога между святым и повседневным, что в итоге привело к ослаблению авторитета религиозной власти. Духовенство не получило в свое распоряжение всю мощь государственной власти. Этому также способствовало общественно-политическое движение Реформации, направленное на реформирование католического христианства в XVI веке. Реформация упразднила необходимость в системе посредничества между человеком и Богом, которой управляла католическая церковь, и в резкой форме выступила против претензий Святого престола на эксклюзивное обеспечение верующим божественного Спасения.
В прошлом ислам умел придавать арабский облик — через язык и традицию — тем ценностям и знаниям, которые он приобретал у других культур, что-то заимствуя, а что-то отвергая. Речь идет о греческой (эллинистической) культуре, персидской, христианской, еврейской. Сегодня, с точки зрения некоторых хранителей чистоты ислама, все эти заимствования подтачивают фундамент веры. Этим объясняется нынешнее стремление радикалов очистить святую традицию от «новшеств» и скептицизма, которые грозят обрушить стены мусульманского здания.
Современный верующий мусульманин смиренно принимает все ограничения, накладываемые на него религией, он склонен преуменьшать собственные возможности и находит успокоение в максимально точном соответствии требованиям Всевышнего. В подобной ситуации шансы на секуляризацию мусульманского общества, на отделение религии от государства в арабском мире — минимальны. Иными словами, нет надежды на то, что ислам примет идеи модернизма, который во главу угла ставит автономию человека, свободу мышления, критическое отношение к общественному устройству, признание важности общественных изменений и необходимости адаптации к меняющейся реальности.
Последние отчеты о развитии человечества (Human Development Report — ежегодная публикация, издаваемая Программой развития ООН), касающиеся стран арабского мира, свидетельствуют о крайне печальной ситуации в этих государствах — почти во всех сферах жизни. Стоит отметить, что арабские интеллектуалы 1920-х и 1930-х, стремившиеся модернизировать Египет, не обладали достаточной материальной базой, которая могла бы способствовать реализации их идей. Поэтому им на смену пришел диктаторский военный режим Насера.
Перевод: ИА «Курсор» (Израиль).