Сегодня, когда в Белоруссии проходят переговоры между российским президентом Владимиром Путиным и его украинским коллегой Петром Порошенко, появляется все больше свидетельств того, что вторжение России на территорию Украины лишь набирает обороты: Москва отправила на восток страны войска и колонну танков.
НАТО в понедельник 25 августа немедленно осудила действия России, однако предыдущие осуждения никак не помогли сдержать или устрашить Путина. Тем не менее у Североатлантического альянса, помимо резких слов, есть и другие возможности для сдерживания вылазок России против ключевого европейского соседа.
Украина не является членом НАТО, поэтому у Альянса нет с ней договорных обязательств по отправке туда наземных сил и по оказанию ей авиационной поддержки. НАТО может поставить ей оружие, но воевать и побеждать придется самим украинцам.
Даже если союзники по НАТО не будут поставлять на Украину оружие, они могут опосредованно заплатить за те вооружения, которые понадобятся этой стране в будущем. Экономическая ситуация на Украине катастрофическая, и хотя Порошенко после своего избрания в мае месяце объявил, что до разгрома сепаратистов остались «считанные часы», этот конфликт тянется до сих пор.
Доктрина Путина, согласно которой Россия имеет право действовать в защиту русскоязычного населения, где бы оно ни находилось, создает опасность для таких стран, как Эстония, Латвия и Польша. В каждой из этих стран есть граждане, говорящие на русском языке, и Кремль уже заявлял, что войдет в их пределы, если Москва посчитает, что русскоязычное население там находится в опасности.
По словам бывшего представителя США в НАТО Курта Волкера (Kurt Volker), занимавшего этот пост с 2008 по 2009 год, Альянс сегодня оказался в состоянии неустойчивого равновесия. Он пытается продемонстрировать свою силу, дабы предостеречь Россию от поползновений на членов НАТО, которые когда-то входили в состав восточного блока, и в то же время не хочет показаться открыто враждебным по отношению к России, дабы не провоцировать ее на территориальные захваты. Меньше всего НАТО стремится развязать вторую холодную войну.
«Чем выше мы поднимаем планку по защите союзников, тем хуже это для таких стран, как Молдавия, Грузия и Украина, — сказал Волкер. — Мы показываем русским, что если страна не член НАТО, она является дичью, охота на которую разрешена. А это опасный сигнал».
Когда разразился кризис на Украине, НАТО начала проводить демонстрацию силы в бывших странах советского блока. На октябрь Альянс запланировал крупные военные учения в Польше. В мае он в три раза увеличил количество самолетов, находящихся на боевом дежурстве в небе над прибалтийскими странами и провел дополнительные военно-морские учения в регионе. На следующей неделе перед саммитом НАТО в Уэльсе американский президент Барак Обама посетит Эстонию, что станет мощной демонстрацией солидарности со страной, которую Путин публично занес в списки кандидатов на интервенцию.
Тем не менее Волкер считает, что Альянс может сделать гораздо больше.
«НАТО может восстановить свои мобильные силы в Европе, являющиеся силами реагирования, — сказал он. — Смысл в том, чтобы появились части и подразделения, существующие не только на бумаге, чтобы они составляли единое целое, чтобы вместе проводили учения. Они могут проводить учения и боевую подготовку как многонациональные силы в Восточной Европе. Это стало бы мощной демонстрацией международной солидарности».
Украинское Министерство обороны заявило во вторник, что задержало в Донецкой области, за которую ведутся бои, 10 российских десантников. Российские информационные агентства сообщили, что, согласно заявлениям российского руководства, солдаты попали туда по ошибке. Вечером во вторник Украина показала видеокадры, на которых видны захваченные в плен российские военнослужащие.
Такому «случайному» вторжению предшествовало более очевидное и вопиющее нападение, когда из России на юго-восток Украины вошла танковая и войсковая колонна.
«Новые колонны российских танков и бронированной техники, пересекающие украинскую границу, указывают на то, что под руководством России проводится контрнаступление», — написал во вторник в «Твиттере» американский посол на Украине Джеффри Пайетт (Geoffrey Pyatt).
Советник по национальной безопасности Сьюзан Райс (Susan Rice) также отметилась в «Твиттере». «Нападения российских военных на Украину» с использованием зенитно-ракетных комплексов, танков, военнослужащих и артиллерии «представляет собой значительную эскалацию боевых действий».
На этом фоне Порошенко в понедельник распустил украинское правительство в попытке избавить его от сочувствующих России. Откровенное пренебрежение России международным общественным мнением в сочетании с политической нестабильностью в Киеве не внушает Порошенко особой уверенности в том, что Путин может пойти на соглашение о прекращении кризиса. К концу вторника единственным публичным проявлением доброй воли со стороны этих двух людей стало рукопожатие.
Как говорит Джон Хербст (John Herbst), который был послом США на Украине с 2003 по 2006 год, даже до того, как Россия в очередной раз нарушила суверенитет Украины, надежд на договоренность было очень мало.
«Завтра не будет никакого прогресса, если Порошенко не захочет уступить Путину еще одну часть своей страны, — заявил в понедельник Хербст. — Понятно, что для Путина приемлемо только одно решение, в рамках которого он будет иметь решающее право голоса, а то и право вето на происходящее в восточных областях Украины. Если этого не будет, он продолжит свою иррегулярную войну и партизанские действия. У нас нет свидетельств в пользу того, что он готов прекратить агрессию на Украине».
Украинский бюджет также дает Путину дополнительные рычаги давления.
С начала года украинская валюта подешевела на 60 %, а неуверенность в исходе сепаратистского конфликта оказывает негативное влияние на расходы и промышленное производство. Страна тратит кредит МВФ на 17 миллиардов долларов. Если конфликт продлится до осени, Киеву придется решать трудную проблему по созданию достаточного резерва денежных средств для покупки российского газа на зиму. И это не говоря о том, что переговоры о цене на этот газ дадут Москве еще один рычаг давления на Украину, чтобы та пошла на уступки востоку.
Президент консалтинговой компании Eurasia Group Иэн Бреммер (Ian Bremmer) заявил, что для сдерживания России в применении ею таких рычагов давления очень важно показать, что НАТО может очень быстро реагировать на возникающие угрозы.
«НАТО не собирается размещать в Восточной Европе крупные силы на постоянной основе, если не возникнет какая-то конкретная угроза, — сказал он. — Вопрос в том, как создать потенциал для быстрого реагирования. Здесь Альянсу предстоит провести большую работу».
По мнению бывшего американского посла на Украине Хербста, военных решений сегодня принимается недостаточно. Он заявил, что Альянсу надо публично поставить под сомнение Основополагающий акт Россия—НАТО, подписанный в 1997 году, где говорится, что стороны не смотрят друг на друга как на угрозу.
«Данное соглашение основано на идее о том, что угрозы с востока не существует, — сказал он. — Но действия Путина на Украине изменили это представление».
Фактором Х в скоординированных действиях альянса является Германия. Канцлер Ангела Меркель с самого начала проявляла нерешительность, не желая наказывать Россию. Но когда был сбит самолет Малайзийских авиалиний МН17, она настояла на ужесточении санкций. Тем не менее, как говорит главный редактор берлинского аналитического вебсайта Atlantic-community.org Йорг Вольф (Joerg Wolf), Берлин считает дополнительные санкции никому не нужным подливанием масла в огонь.
«Существует уверенность в том, что действенный и сильный ответ будет контрпродуктивен и станет самосбывающимся пророчеством, например, если НАТО полностью перейдет в режим холодной войны и откроет крупные и постоянные военные базы в Польше и странах Прибалтики, Россия посчитает такие действия провокационными и увидит в них оправдание для дальнейшей эскалации напряженности, — сказал Вольф. — Из-за Первой мировой войны и других войн, на протяжении столетий разрушавших европейский континент, европейцев больше, чем американцев, беспокоят непредвиденные последствия, порочные круги и спирали, ведущие к войне».
Бывший представитель США в НАТО Волкер заявил, что ему понятны такие колебания. Но сохранение целостности и неприкосновенности границ не входящих в НАТО европейских стран — тоже ключевая задача альянса. Европейские члены НАТО не хотят, чтобы Россия безнаказанно захватывала территории вдоль восточной границы альянса.
«Мы заинтересованы в сохранении стабильности в Европе и в защите ее границ, причем не только членов НАТО. Мы заинтересованы в защите территориальной целостности наших партнеров», — заявил он, отметив, что Украина и Грузия официально являются партнерами Североатлантического альянса.
«Я думаю, что пассивность и мягкость подталкивают Россию к продолжению и наращиванию таких действий, — добавил Волкер. — Если НАТО не даст отпор, Россия может перейти к следующему [вторжению]. Нужно дать понять русским, что существует четко очерченная линия, переступать которую они не могут».
При участии старшего репортера Джамили Триндл (Jamila Trindle).