Украинский кризис за последние шесть месяцев разросся и активизировался, и в этих условиях Россия применяет новую форму военных действий. Она вводит на Украину свои войска специального назначения, осуществляет провокации и медленно, но целенаправленно разжигает конфликт. Российские действия идут вразрез с нормами международного права и с соглашениями, гарантирующими стабильность в мире после окончания холодной войны. Но предупреждения и санкции пока терпят неудачу. Саммит НАТО в Уэльсе на этой неделе дает наилучшую и, пожалуй, последнюю возможность остановить агрессию в Европе без задействования крупных натовских сил. Но для этого требуется более глубокое понимание ситуации и гораздо более решительные совместные шаги союзников.
Во-первых, действия Владимира Путина на Украине не были «спровоцированы». Это часть долгосрочного плана по воссозданию великой России за счет восстановления контроля над Украиной и другими государствами в ближнем зарубежье. Россия не собирается признавать факт вторжения, так как в этом случае реакция НАТО может оказаться более существенной. Но пока страны НАТО не назовут однозначно действия России агрессией и вторжением, им будет трудно заручиться поддержкой для осуществления более активных шагов, которые остро необходимы.
Более жесткие санкции вряд ли разубедят Путина, хотя они могут нанести ущерб некоторым элементам российской экономики. И хотя российский лидер предпочел бы жить без них, он использует эти санкции в собственных интересах, усиливая контроль над теми секторами, которые больше всего связаны с Западом, и заручаясь поддержкой со стороны своего «электората».
НАТО должна действовать решительно, усиливая страны-члены, которые ощущают угрозу от действий Путина. Натовские войска надо разместить на постоянной основе в Прибалтике, Польше и на востоке Балкан. Необходимо укрепить силы быстрого реагирования альянса. Кроме того, следует проводить больше учений. Надо вновь подчеркнуть значение натовских сил ядерного сдерживания. Следует осуществить давно уже назревшую модернизацию. Для этого требуется больше ресурсов - как в виде финансов, так и в виде живой силы.
Но это довольно простые и легкие шаги. Даже если они будут предприняты (а на это уйдут месяцы и годы), с их помощью вряд ли удастся остановить усиливающуюся угрозу, и они никак не предотвратят деморализацию наших друзей в Восточной Европе. Как мы говорим у себя в Америке, «это у них не первое родео». Они понимают, что агрессор усиливается благодаря своим успехам. И они знают, что сегодня Украина воюет на натовской периферии за те самые ценности свободы, самоуправления и демократии, которые поддерживает НАТО. Они задают себе вопрос о том, насколько смело и мужественно поведет себя НАТО, выступая против новой российской угрозы, если сегодня страны-члены альянса боятся предоставлять информацию, военные рекомендации и содействие независимому европейскому государству с 45-миллионным населением, которое ведет оборонительную войну, чтобы восстановить контроль над собственной территорией. Да, сейчас на востоке Украины ведется открытая война.
Успех саммита НАТО будет измеряться не просто его декларациями о намерении усилить членов альянса в Восточной Европе, но и - что намного важнее - его готовностью предоставить Украине дипломатическую, экономическую и немедленную военную помощь, которая необходима.
Действительно, «военного» решения украинского кризиса не существует. Единственно возможное решение - дипломатическое. Путина необходимо убедить прекратить боевые действия. Но как мы теперь понимаем, такое убеждение требует не только дипломатических мер и санкций, но и оказания помощи Украине в создании военных средств для срыва новой стратегии России.
Информация, обучение, военные советы и техника, предоставляемые сейчас, помогут спасти тысячи жизней и сэкономить миллиарды долларов в будущем. Пора рассказать правду о российской агрессии и решительно помочь Украине остановить ее.