В субботу в ЕС утвердили последних представителей европейского руководства: кресло председателя Евросовета досталось польскому премьеру Дональду Туску, а верховным представителем по иностранным делам назначили итальянского министра Федерику Могерини. Им вместе с новым главой Европейской комиссии Жаном-Клодом Юнкером уже совсем скоро придется пройти двойное крещение огнем: речь идет об активизации России в украинском конфликте и быстро ухудшающейся ситуации в экономике.
Назначение бывшего члена «Солидарности» и единомышленника Ангелы Меркель Дональда Туска стало отражением смещения центра тяжести в ЕС на восток. Страны Центральной и Восточной Европы, которые массово вступили в союз десять лет назад, получили первую возможность проявить себя в этой ответственной роли. Кроме того, это сигнал Владимиру Путину, хотя кандидатуру преемника Хермана Ван Ромпея начали обсуждать задолго до начала украинского кризиса.
Туск сам признал это, явно наслаждаясь победой. В начале года ему не хотелось покидать Варшаву, однако недавно он все же решился перейти на работу в Брюссель, «потому что ситуация у границ Европы кардинально изменилась». Польша оказалась в числе самых упорных защитников территориальной целостности Украины перед лицом нового российского империализма. Дональд Туск вступит в должность 1 декабря на срок в 30 месяцев с возможностью переизбрания.
Что касается экономического застоя в Европе, председатель Туск, будущий хозяин европейских саммитов, позволит здесь играть первые роли Жану-Клоду Юнкеру, который намеревается завершить формирование комиссии в десятидневный срок. Эта новая команда подтверждает переход контроля главных рычагов европейской власти в руки умеренных консерваторов и Германии. Дополняет картину решение о назначении главой Еврогруппы испанского министра финансов Луиса де Гиндоса, который тоже придерживается консервативных взглядов и может положиться на поддержку Германии.
Будущее Московиси еще не решено
Польша еще не вошла в еврозону, однако Доминик Туск воспользовался первой пресс-конференцией в Брюсселе, чтобы выступить в поддержку немецкой политики. Да, экономический подъем до сих пор буксует, а угроза дефляции никуда не делась. Да, Франсуа Олланд и Маттео Ренци совершенно правы в своих опасениях по поводу резкого роста безработицы. Тем не менее, «примирить бюджетную дисциплину с экономическим ростом все же возможно». Польский премьер знает, о чем говорит: за семь лет у власти экономика его страны выросла в общей сложности на 20% при стабильном сокращении дефицита бюджета.
На саммите в Брюсселе социал-демократам пришлось довольствоваться утверждением лишь одной из двух рассматривавшихся в начале лета кандидатур. Так, с началом работы комиссии Юнкера кресло Кэтрин Эштон займет Федерика Могерини, которую самым активным образом продвигал итальянский премьер Маттео Ренци. Однако датчанке Хелле Торнинг-Шмитт не удалось оказать должное сопротивление напору Дональда Туска.
В Париже недовольны неопределенностью вокруг будущих полномочий Пьера Московиси. Бывший министр финансов Франции рассчитывает на кресло комиссара по вопросам экономики и валютной политики, что, по сути, превратило бы его в «мистера Евро». Тем не менее, в Берлине откровенно не горят энтузиазмом по этому поводу. Окончательно решить этот вопрос предстоит Жану-Клоду Юнкеру.
Хотя Франсуа Олланд и Маттео Ренци не получили желанных портфелей для своих министров, им все же удалось добиться проведения общеевропейских встреч, чтобы тем самым попытаться разжать бюджетные тиски. В субботу с их подачи было принято решение об организации двух саммитов по вопросам экономического роста и занятости. Первый состоится 7 октября в Италии. У второго пока нет точной даты, но он тоже пройдет осенью и будет ограничиваться 18 странами еврозоны, как того хотели в Париже.