В эти дни всему миру стало ясно: Владимир Путин начал военное вторжение на Украину. Такое солидарное мнение звучало во всех ведущих польских изданиях. Российский президент перешел уже множество «красных линий», но продолжал казаться Западу приемлемым партнером для поиска путей выхода из украинского кризиса, однако пока европейские политики вели с ним очередные телефонные переговоры, он позволял российским военнослужащим и ракетным установкам «теряться на украинской территории», — пишет Rzeczpospolita (29.08), полагая, что эскалация конфликта была предсказуема.
Бои никогда еще не велись так далеко на юге Украины, отмечает с тревогой Polityka (29.08). Россия собирается при помощи армии отрезать украинцев от Азовского и Черного морей, создав сухопутный коридор в Крым, поскольку ситуация становится все более напряженной: там могут начаться перебои с товарами первой необходимости и продовольствием. Москва отрицает свое участие в вооруженных действиях, а Путин разыгрывает очередной акт своего спектакля, как во время минской встречи, где он посмеялся над всеми, кто рассчитывал на скорое разрешение конфликта дипломатическими методами. Ведь дипломатия — это игра, а вести ее с тем, кто играет нечестно, невероятно сложно, констатирует еженедельник.
«Владимир Путин сбросил маску. Об этом свидетельствует открытое нападение российской армии на территорию Восточной Украины», — заявляет главный редактор Gazeta Wyborcza (30.08) Адам Михник (Adam Michnik). Гибнут люди, разрушаются города, а российский президент и министр иностранных дел Лавров «продолжают лгать с наглостью и цинизмом, достойным Сталина и Молотова», между тем Запад в лице НАТО и ЕС не решается отказаться от своей трусливой политики, не желая рисковать обострением конфликта с Москвой из-за Донецка и Луганска, пишет он.
Идущая в Европе война каждый день уносит человеческие жизни: россияне и украинцы гибнут из-за амбиций Владимира Путина, вторит издание противоположного политического фланга — правоконсервативный Nasz Dziennik (30.08). Незавидна судьба как простых россиян, которые поверили в лозунги своего погруженного в мечты о величии лидера и преисполнились ненавистью к своим соседям, так и павших на «западном фронте» российских солдат, не удостоившихся даже торжественных похорон, — отмечает газета.
СМИ всего мира ведут информационную войну, поэтому сегодня сложно говорить о том, что российское вторжение на самом деле имеет место, осторожно говорит издание Najwyższy czas (02.09). Однако геополитическая логика подсказывает, что Владимир Путин не может отказаться от Донбасса и постарается присоединить его к России: главной ставкой в этой игре стал его имидж внутри страны и президентское кресло, пишет автор материал. В числе других факторов, свидетельствующих о вероятности такого сценария, он называет опасения российских властей перед вспышкой в России собственного «майдана», а также стремление Москвы предотвратить военное и экономическое приближение Запада к российским границам, которое стало бы неизбежным при втягивании Киева в западную сферу влияния.
Конфликт не ограничится Украиной и грозит распространиться на другие соседствующие с Россией страны, предсказывает Gość Niedzielny (01.09). Запад надеется на силу устрашения НАТО и живет иллюзиями, что в современно мире ни одна страна не решится на применение ядерного оружия. Однако перспектива мирового военного конфликта отнюдь не относится к сфере фантастики: если Москва нанесет ядерный удар по Польше или одной из стран Балтии, то США придется либо нанести ответный удар, либо согласиться на передачу России ее прежних сфер влияния взамен за относительную безопасность в Европе. Единственный способ избежать воплощения такого сценария в жизнь — осознать его реальность и предотвратить решительными шагами в отношении Кремля, убежден автор статьи.
От увлечения подобными апокалипсическими картинами предостерегает Gazeta Wyborcza (03.09). Политика России агрессивна и безответственна, однако Путин — не подобный Гитлеру фанатик, который стремится захватить власть над миром: он просто старается защищать эгоистические интересы российской державы в рамках своей имперской политической линии, рассуждает газета, называя разжигание алармистских настроений в польском обществе непродуктивным и предлагая сосредоточить внимание на помощи Украине и эффективных санкциях против Москвы.
В действенность санкций не верит, в свою очередь, евродепутат Кароль Карский (Karol Karski), интервью с которым публикует Nasz Dziennik (29.08). Политик обращает внимание, что действия ЕС направлены против отдельных лиц и компаний, тогда как ответные шаги России наносят удар по интересам всей Европы и других стран. Между тем европейское сообщество не решится предпринять в отношении Москвы более жесткие действия, поскольку оно «подкуплено» российскими нефтью и газом, полагает Карский, напоминая о газопроводе «Северный поток» и участии в реализации этого проекта экс-канцлера Германии Герхарда Шредера.
«Войну Путина» финансирует сам Запад, покупая у РФ энергоресурсы, развивает тему Rzeczpospolita (01.09). «Каждые пять тонн нефти, проданные на иностранные рынки, позволяют Кремлю поставить воюющим на востоке Украины мятежникам один танк старого поколения. А экспортной пошлины за 13 тонн нефти достаточно, чтобы купить танк нового поколения и заменить им отправленную соседям машину», — подсчитывает издание. Пора прекратить пополнять российский бюджет, призывает журналист: «Обязанность Польши — надавить на ЕС, чтобы он принял стратегическое решение и начал искать новые источники поставок. Даже если нам придется больше платить на автозаправках».
Перспектива российско-европейского газового конфликта пугает депутата партии «Право и Справедливость» (PiS) Кшиштофа Щерского (Krzysztof Szczerski). Если Москва решит перекрыть транзит газа через Украину, от этого в первую очередь пострадает Польша, которая отстает от других стран Европы в сфере обеспечения собственной энергетической безопасности, говорит он в беседе с Onet.pl (29.08). Депутат предлагает нанести ответный удар: дать «комплексный ответ» на недружественную политику России, введя эмбарго на важнейшие российские товары. Особенно реальным представляется собеседнику портала блокирование импорта российского угля посредством введения специальной сертификации и норм качества.
Санкции — это обоюдоострое оружие, что прекрасно осознает Путин, предупреждает Polityka (02.09). Их пережили Куба, Сербия, Иран и Белоруссия, а российская экономика достаточно сильна, чтобы продолжать нормальное функционирование. Тем более что Запад инвестировал в России большие средства, передавал ей новые технологии и размещал там множество предприятий и заводов, пользуясь огромным рынком сбыта и дешевой рабочей силой. Сейчас иностранные инвесторы не смогут полностью уйти с российского рынка, поскольку это обойдется слишком дорого для западных экономик, рассуждает еженедельник.
Polonia Christiana (28.09) предлагает исторический экскурс к корням российской государственности, связывая ее специфику с татаро-монгольскими влияниями. Пришедшие из глубины веков культ деспотической власти, милитаризм, утилитарная трактовка подчиненной политическим интересам религии, подавление свобод индивидуума характеризовали Россию на протяжении всей ее истории и после краткого периода либерализма эпохи Горбачева и Ельцина с новой силой ожили в наши дни. Это иная цивилизация, враждебная западной, и поэтому европейским католикам и консерваторам не следует искать в ней оплот традиционного порядка и союзника в борьбе с современным моральным разложением, предупреждает журнал.