Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Сланцевая революция охватит и Азербайджан

© CC0 / Public DomainБуровая по добычи Сланцевого газа в США
Буровая по добычи Сланцевого газа в США
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
К 2020 году Азербайджан начнет разработку месторождений сланцевого газа. Об этом некоторое время назад заявило руководство SOCAR. В Азербайджане есть несколько перспективных территорий, где можно начать геолого-разведочные работы — это, главным образом, Гобустанский и Шемахинский районы. Уже ведутся переговоры между SOCAR и известными иностранными компаниями о начале разведки месторождений сланцевого газа.

К 2020 году Азербайджан начнет разработку месторождений сланцевого газа. Об этом некоторое время назад заявило руководство SOCAR. В Азербайджане есть несколько перспективных территорий, где можно начать геолого-разведочные работы — это, главным образом, Гобустанский и Шемахинский районы. В настоящее время уже ведутся переговоры между SOCAR и известными иностранными компаниями о начале разведки месторождений сланцевого газа.

Новость эта не осталось незамеченной в энергетических кругах — причем, не только в Баку, но и во многих других странах. Все-таки Азербайджан — один из заметных игроков международного энергетического рынка, и любые новости отсюда пользуются повышенным спросом.

Реальность, а не фантастика

Информация о том, что Азербайджан намерен сделать ставку на сланцевый газ, как и следовало ожидать, породила разные комментарии. Кто-то из экспертов порадовался за местных энергетиков, не боящихся брать на вооружение передовой опыт добычи ресурсов. Кто-то, наоборот, выразил немалый скепсис, обусловленный тем, что сланцевые технологии — до сих пор дорогие, рискованные и экологически сомнительные, в то время как в распоряжении Баку есть природный газ и нефть с давно и надежно отработанными технологиями добычи.

Что же ждет Азербайджан в этом новом энергетическом походе? В пику скептикам заметим: сланцевая революция — это уже не фантастика, а реальность. Прогрессивная технология гидроразрыва, позволяющая извлекать газ и нефть из сланцевых пород, изрядно перекроила казалось бы сложившийся раз и навсегда международный энергетический рынок.

Согласно недавно опубликованным прогнозам консалтинговой компании PriceWaterhouse Coopers, производство углеводородов в мире за счет сланца в двадцатилетней перспективе вырастет на 12 процентов и достигнет 14 миллионов баррелей. Добыча сланцевого газа увеличит мировой валовой внутренний продукт к 2035 году на 2,7 триллиона долларов.

Сланцевая революция, начатая в США, постепенно охватит весь мир — без преувеличения от Великой Китайской стены до Британских морей. «Процесс будет развиваться постепенно, по мере того как разные страны мира будут наращивать темпы добычи сланцевой нефти, — утверждает один из авторов отчета Джон Хоксуорт. — В результате к 2035 году мировой ВВП должен повыситься на 2,3—3,7%». К этому стоит добавить, что газовый и нефтяной бум, вызванный сланцевой революцией, может создать дополнительно около трех миллионов рабочих мест.

PriceWaterhouse приходит к выводу, который может обрадовать одни страны и серьезно встревожить другие. Новая энергетическая реальность не только вызовет рост ВВП, но и может повлиять на изменение геополитической ситуации в мире.

Американский феномен

Всерьез о газе и нефти из сланца заговорили совсем недавно: масштабное промышленное производство началось в начале 2000-х. Лидерские позиции на этом рынке быстро захватили Соединенные Штаты Америки, которые активно вкладывались в прогрессивные сланцевые технологии. В результате, сегодня благодаря добыче сланцевого газа, США вышли на первое место в мире по газодобыче, оставив Россию на втором. Мало того, к 2020 году Соединенные Штаты будут чистым экспортером природного газа, и возможно, смогут соперничать за мировое лидерство по этому показателю с Катаром и Россией. Добыча природного газа в США только с 2010 года выросла на 25%, и по мнению знатоков рынка, вполне может и дальше расти такими же темпами, если на должном уровне будут поддерживаться инвестиции в отрасль.

В то же время добыча нефти в США выросла на 60% с 2008 года, подскочив с трех миллионов до восьми с лишним миллионов баррелей в день. Если в 2008 году Соединенные Штаты были чистым импортером нефтепродуктов, покупая около 2 миллионов баррелей в день, то к концу 2013 года страна стала чистым экспортером, поставляющим более 2 миллионов баррелей в день. Через пару лет США, опять же согласно прогнозам, будут выдавать по 10 миллионов баррелей в день, догнав и перегнав по этому показателю Россию и Саудовскую Аравию, и выйдя на первое место в мире по добыче нефти.

Другим наука

Извлекаемые в Америке сланцевые ресурсы составляют, согласно сегодняшним оценкам, всего лишь около 15% от общемирового объема. Поскольку остальные 85% распределены по всему миру, многие страны пытаются повторить успех Соединенных Штатов, и некоторые их шаги в этом направлении выглядят многообещающими.

Мотивация различных государств при этом весьма разнообразна. Для Саудовской Аравии, которая уже разрабатывает свою первую электростанцию, работающую на местном сланцевом газе, использование собственных сланцевых ресурсов может высвободить больше нефти для экспорта, увеличивая доход страны. Для России с запасами примерно в 75 миллиардов баррелей возобновляемой сланцевой нефти (что, кстати, на 50% больше, чем у США), рост добычи означает увеличение поступлений в бюджет.
Некоторые европейские страны, в свою очередь, надеются с помощью сланцевых технологий снизить свою зависимости от импорта энергоносителей, в том числе — из России. Среди лидеров по освоению сланцевых технологий в Старом Свете — Польша и Великобритания.

Китай, испытывающий дефицит энергоресурсов, также намерен начать у себя масштабную добычу сланцевого газа уже в 2015 году. Его запасы, по данным местных экспертов, составляют половину американских — 25 триллионов кубометров. И к 2020 году Поднебесная намерена выдавать на-гора около 100 миллиардов кубометров.

Рискованный бизнес?

Однако справедливости ради отметим: не все так просто со сланцевой революцией. Скептики указывают на целый ряд проблем, которые могут привести к тому, что все ее плоды засохнут на корню.

Гидравлический разрыв пласта несет в себе потенциальные экологические риски, такие как осушение или загрязнение подземного водоносного слоя, активизация сейсмической активности, а также разлив отходов во время их наземной транспортировки. Все эти риски могут быть снижены, и в сущности именно на это направлены развивающиеся в рамках отрасли передовые методики работы. Но на сегодняшний день в ряде стран — особенно это касается государств ЕС — экологические нормы не позволяют осуществлять гидроразрыв.

Кроме того, некоторые критикуют сланцевую энергетику за ее затратность и дороговизну. Действительно, начиная со второй половины прошлого года отрасль потратила на 60 миллиардов долларов больше, чем заработала, и некоторые аналитики считают, что эти тенденции сохранятся.

Наступление продолжается

Однако что бы там ни говорили скептики, сланцевая революция в добыче нефти и газа не прекращается. Более того, во второй половине этого десятилетия она, скорее всего, будет распространяться по всему миру даже быстрее, чем многие ожидают. Не в последнюю очередь потому, что стоимость разведки и добычи нефти и газа из сланцевых пород постоянно снижается, а в ближайшие годы наверняка еще более упадет.

Свидетельств тому сегодня все больше. В сланцевом секторе наблюдается значительный и постоянно ускоряющийся рост эффективности, который сейчас составляет порядка 25% в год. Это означает, что рост капитальных затрат порождает все больший потенциал роста добычи.

Понятно, что запасы углеводородов в сланцевых и плотных породах огромны — они намного превышают общемировые подтвержденные запасы традиционной нефти, составляющие 1,5 триллиона баррелей. При этом уже наблюдаются признаки того, что технология, используемая в добыче этих ресурсов, применима за пределами Соединенных Штатов, так что ее дальнейшее распространение по всему миру неизбежно.

И тот факт, что Азербайджан, которому на первый взгляд сланцевая революция не слишком выгодна (ведь нефть и газ из сланца могут сбить цены на традиционные нефть и газ, которыми сейчас торгует страна), тем не менее выражает желание в ней участвовать, делает честь ответственным за это направление людям. Не зря же говорится: если ты революцию не в силах остановить, так лучше ее возглавить, или по крайней мере, в ней активно участвовать.