Соединенные Штаты должны выйти из Договора о ликвидации ракет средней и малой дальности (РСМД) и обновить свой арсенал для того, чтобы он соответствовал глобальной ответственности страны.
Нападение России на Украину вполне соответствует ее усилиям, направленным на восстановление гегемонии на территории бывшего Советского Союза. Однако, со стратегической точки зрения, недавно обнаруженные российские ядерные ракеты средней дальности представляют собой не меньшую, а возможно, даже еще большую угрозу. В любом случае нарушения Москвой договоров об ограничении вооружений предоставляют возможность Америке отбросить устарелые лимиты времен холодной войны, наложенные на ее собственный арсенал, и провести модернизацию военного потенциала для соответствия своей глобальной ответственности.
В конце июля администрация Обамы публично объявила о том, что Россия нарушила заключенный в 1987 году Договор о ликвидации ракет средней и малой дальности (РСМД), запрещающий подписавшим сторонам иметь в своем распоряжении баллистические ракеты наземного базирования и крылатые ракеты с радиусом действия от 500 до 5 500 километров. Договор РСМД укрепил европейскую стабильность в период окончания холодной войны и снизил вероятность катастрофического сценария под названием «Сумерки богов» (Goetterdaemmerung) в период развала Варшавского пакта и Советского Союза.
Россия провела масштабные испытания новой баллистической ракеты РС-26 «Рубеж», что является нарушением Договора РСМД. Несмотря на демографические и экономические проблемы, Москва также занимается обновлением своего ядерного и обычного потенциалов, принимая на вооружение новые баллистические ракеты с разделяемыми головными частями и приостанавливая действие Договора об обычных вооруженных силах в Европе. Россия утверждает, что новые угрозы, возникающие по периметру ее южных границ, а также усиление Китая требуют проведения модернизации ее ядерного арсенала. «Почему любая страна имеет право обладать подобным классом вооружений, а мы и Соединенные Штаты лишены такой возможности?» — спросил в прошлом году Сергей Иванов, глава администрации президента Владимира Путина и бывший министр обороны, имея в виду ракеты средней дальности.
Что касается агрессии России на Украине, деятельности ХАМАС и роста активности Исламского государства, то г-н Обама пока отвечает весьма расплывчато. Когда в 2012 году бывший в тот момент сенатором Джон Керри (John Kerry) на закрытых слушаниях в Сенате узнал о том, что русские не соблюдают положения Договора РСМД, он, как говорят, заявил: «Если мы собираемся заключать договоры с людьми, то мы должны их соблюдать». Вместе с тем администрация Обамы, судя по всему, склонна полагать, что новые российские ракеты РС-26 обладают межконтинентальным радиусом, и поэтому они не запрещены, хотя Москва проводила их испытания на меньших дистанциях, подпадающих под Договор РСМД. Администрация президента США, согласно своему статусу, обязана предоставлять Конгрессу подобную информацию, однако ее сотрудники отказываются признать, что Москва существенным образом нарушает Договор РСМД. Если бы администрация Обамы это признала, то тогда Вашингтон получил бы возможность приостановить выполнение собственных обязательств по договору о ракетах средней и малой дальности.
Подобного рода нерешительность не помешает г-ну Путину. Ядерные ракеты среднего радиуса действия лишь обеспечат ему новый рычаг воздействия на Европу, которая уже сегодня предпринимает усилия для сдерживания агрессии Москвы на Украине. Нарушение Россией предыдущих договоров по сокращению вооружений, в том числе Договора по ПРО, Конвенций о запрещении химического и биологического оружия и Договора о запрещении испытаний (ядерного оружия), наводит на мысль о том, что Россия будет продолжать игнорировать договор РСМД.
Вместо неуклюжих попыток спасти договор РСМД, Вашингтону следует рассматривать его нарушение со стороны Москвы как повод для того, чтобы самому выйти из него. Джордж Буш младший построил свою предвыборную кампанию на обещании о выходе Соединенных Штатов из Договора по ПРО и сделал это вскоре после своего избрания в 2001 году. Претенденты на должность президента от Республиканской партии в 2016 году должны выступить за денонсацию Договора РСМД.
После завершения холодной войны Договор РСМД утратил свою значимость. НАТО может обеспечить безопасность Европы и противостоять развертыванию российских ракет средней дальности с помощью размещаемого на земле и в воздухе оружия более высокой точности, а также аналогичного арсенала запрещенных этим договором ракет средней дальности. В крайнем случае мы можем последовать примеру русских и использовать межконтинентальные баллистические ракеты для наведения на цели, расположенные на меньшем расстоянии, чем их обычный радиус действия.
Ограничения, связанные с договором РСМД, мешают Вашингтону обеспечивать глобальную безопасность, тогда как Москва, не имея подобной ответственности, препятствует нам в выполнении этой задачи. Китай, Иран и Северная Корея, а также другие страны, рассчитывающие получить в свое распоряжение ядерное оружие, не сталкиваются ни с какими ограничениями в том, что касается развертывания ракет средней дальности. С учетом нарушений Россией этого договора, Америка остается единственной страной, связанной его положениями и выполняющей запрет на развертывание вооружений средней дальности, что является верхом абсурдности в области контроля над вооружениями. Поддержание международной безопасности требует, чтобы Соединенные Штаты имели доступ к полному спектру обычных и ядерных вооружений.
По данным доклада, представленного в 2013 году Объединенным комитетом начальников штабов, снятие ограничений Договора РСМД позволит ускорить разработку программы обычных вооружений, связанной с «быстрым глобальным ударом» (prompt global strike). Глобальный удар позволит в течение часа с помощью американского высокоточного оружия поразить любую цель на планете — лидера террористов или какую-то неконтролируемую установку оружия массового уничтожения. Глобальный удар может достичь тех же целей, что и Договор РСМД, опираясь на скорость и точность, а не на мощь ядерных боеголовок, и таким образом будет обеспечен стратегический баланс сил. Но вместо сдерживания российской программы модернизации ядерного арсенала, г-н Обама преследует утопическую цель создания мира без ядерного оружия.
Вместе с тем Конгресс может использовать свою конституционную власть в области контроля над расходами на оборону и подготовить почву для выхода Америки из Договора РСМД в 2017 году, когда новый президент займет свое место в Белом доме. Конгресс должен обеспечить финансирование новых систем оружия средней дальности, и ответить таким образом на испытания и размещение Россией ракет РС-26. В таком случае не произойдет никакой конституционной революции. Конгресс уже давно принимает решения о проверке договоров — начиная с квази-войны в 1798 с Францией, нарушавшей заключенный в 1778 году альянс с Парижем. Проведенные в период с 1994 года по 2000 год конгрессы Республиканской партии создали основу для выхода из Договора по ПРО за счет поддержки развития национальной противоракетной обороны. И когда Джордж Буш младший был избран президентом, он расторг это соглашение.
В идеальном варианте уже после ноября консерваторы в Конгрессе могут поместить Договор РСМД в центр кампании по восстановлению стратегического превосходства Америки. Они могут изменить оборонную политику, направив ее на восполнение американского стратегического арсенала и сдерживание российской агрессии в Европе. Таким образом будет создана альтернатива донкихотским мечтам об ликвидации ядерного оружия, не учитывающим угрозы в отношении национальной безопасности Соединенных Штатов и мирового порядка.
Г-н Болтон является старшим научным сотрудником Американского института предпринимательства (American Enterprise Institute); раньше он был послом США при ООН. Г-н Ю — профессор права Калифорнийского университета в Беркли и научный сотрудник Американского института предпринимательства.