США и Европейский Союз готовы остановить в России многомиллиардные операции крупнейших энергетических компаний по поиску месторождений нефти, введя санкции, которые будут намного серьезнее, чем сообщалось ранее.
В результате введения новых санкций из-за Украины американским и европейским компаниям будет запрещено сотрудничать с Россией в поиске нефти в российской Арктике, на морском дне на большой глубине и в пластах глинистых сланцев. Об этом сообщили три американских представителя, попросившие не называть их имена в связи с тем, что эти меры пока не объявлены. Если они будут реализованы, это негативно отразится на многочисленных компаниях от Далласа до Лондона, включая Exxon Mobil и ВР.
Послы ЕС провели сегодня встречу в Брюсселе, а завтра возобновят свое совещание по вопросу о том, вводить ли сейчас дополнительные санкции или подождать, наблюдая за тем, соблюдается или нет соглашение о прекращении огня между Украиной и пророссийскими сепаратистами, и поддерживает ли Россия действия по достижению долгосрочного соглашения.
Как сказали американские представители, если ЕС введет новый запрет на предоставление технологий и услуг в области разведки и добычи энергоресурсов, Соединенные Штаты примут аналогичный пакет мер, включая запрет на экспорт американского оборудования и технической документации по специализированным поисково-разведочным работам, которые русские не могут проводить самостоятельно.
Страны ЕС договорились об этих санкциях в области нефтедобычи 8 сентября в рамках более обширного пакета мер, призванных затруднить работу российского финансового сектора, оборонных и энергетических отраслей. Введение этих санкций зависит от соблюдения условий прекращения огня, объявленного на прошлой неделе на Украине, о чем сообщили два европейских чиновника, также попросившие не называть их имена.
Будущие последствия
Дополнительные санкции не будут препятствовать буровым работам и добыче нефти из обычных наземных скважин, а также работам на месторождениях в мелких внутренних морях, где нефть добывается десятилетиями. Санкции нацелены на месторождения, с которых нефть на мировые энергетические рынки будет поставляться не ранее чем через 5-10 лет.
Эти меры выходят за рамки ранее объявленных предложений о расширении запрета на технологии нефтяной промышленности и на сотрудничество в этой области, что чрезвычайно пагубно отразится на российской нефтяной отрасли, приносящей 425 миллиардов долларов в год.
Ни одна компания за пределами США и Европы не обладает специальными технологиями добычи нефти на глубоководных и сланцевых месторождениях.
«Очень важно»
«Если новые санкции действительно предусматривают запрет на предоставление технологий и услуг по разведке и освоению арктических, глубоководных и сланцевый месторождений, это очень важно, — написал сегодня по электронной почте бывший советник президента Барака Обамы по энергетике Джейсон Бордофф (Jason Bordoff), работающий учредительным директором Центра глобальной энергетической политики (Center on Global Energy Policy) при Колумбийском университете Нью-Йорка. — Это серьезно ослабит российский потенциал нефтедобычи в будущем, хотя здесь важно отметить, что для эффективной реализации таких мер потребуется тесное сотрудничество между Европой и Соединенными Штатами».
Соединенные Штаты не намерены делать исключения для действующих контрактов, которые будут затронуты санкциями, однако американские представители не уверены в том, что ЕС будет действовать столь же жестко.
Ставки для российского президента Владимира Путина чрезвычайно высоки, потому что его правительство очень сильно зависит от энергетической отрасли, обеспечивающей экономический рост и все больше полагающейся на американские и европейские технологии и услуги при освоении и эксплуатации месторождений, дающих сегодня каждый восьмой баррель нефти из общемирового объема.
Когда Россия шесть месяцев назад присоединила украинский Крымский полуостров, США и ЕС начали вводить все более болезненные санкции против путинского окружения, состоящего из политиков и миллиардеров, а также против банков, энергетических и оборонных компаний, которые тесно связаны с Кремлем. Делается это для того, чтобы вынудить Путина отказаться от попыток расколоть и дестабилизировать Украину.
Экономический молот
У США и ЕС есть массивный экономический молот, которым они могут грозить России. В совокупности на долю этих союзников приходится 39 % мировой экономики, в то время как доля России составляет всего три процента. Хотя принятые до этой недели экономические санкции были весьма значительными — они ограничили возможности российских банков и энергетических компаний по получению кредитного финансирования — новый запрет, влияющий на некоторые ключевые виды нефтепоисковых работ, станет значительным шагом вперед в деле удушения будущего экономического роста России.
Работающим в этой стране американским и европейским поисковикам в соответствии с новыми запретами будет запрещено направлять в Россию экспертов и команды буровиков, которые играют исключительно важную роль в поиске и добыче тех миллиардов баррелей нефти, которые скрыты под толщей арктических морей и на сибирских сланцевых месторождениях.
В Арктике приходится постоянно менять буровые головки, которые стоят тысячи долларов, а когда возникают проблемы, для их устранения туда необходимо отправлять лучших в мире инженеров, геофизиков и геологов.
Exxon-Роснефть
Запрет на сотрудничество закроет лазейки и бреши в предыдущих санкциях, которые позволили подразделению базирующейся на Бермудах Seadrill Ltd. отправить в конце июля плавучую платформу West Alpha в российские воды в интересах техасской Exxon Mobil и московской государственной компании ОАО «Роснефть».
Отправка платформы, а также подписание шести новых контрактов между Seadrill и Роснефтью 29 июля, когда был введен новый пакет санкций, разозлили американских и европейских руководителей, которые заявили, что эти действия идут вразрез с целями экономических санкций: лишить Россию возможности вести поисковые работы в Арктике.
Часть самых дорогостоящих и сложных операций по бурению в России может оказаться в подвешенном состоянии, в том числе, буровые работы на скважине стоимостью 700 миллионов долларов, которую Exxon и Роснефть начали бурить в прошлом месяце в Карском море.
Позиция Тиллерсона
Для компании Exxon Россия является самой перспективной страной с точки зрения поисковых работ после США. Exxon принадлежат права на бурение на российской территории и морском дне площадью 46 000 квадратных километров, что в два раза больше Массачусетса. Рыночная стоимость Exxon составляет 411,3 миллиарда долларов, в связи с чем она является крупнейшей в мире энергетической компанией. Сумма ее годовых продаж превышает объемы производства всех стран мира, за исключением 28 государств.
Exxon сотрудничает с Роснефтью на российских нефтяных месторождениях более десяти лет, а в 2011 году она расширила партнерство с этой московской компанией, подписав соглашение о проведении поисково-разведочных работ на сумму 3,2 миллиарда долларов. Председатель совета директоров и главный управляющий Exxon Рекс Тиллерсон (Rex Tillerson) в мае выразил сомнение в том, что санкции против России будут эффективны. В июне он вышел на сцену Мирового нефтяного конгресса в Москве вместе с главой Роснефти и бывшим советским шпионом Игорем Сечиным, против которого введены индивидуальные санкции, запрещающие ему въезд в США.
«Надежный партнер»
Во время августовской церемонии в связи с началом бурения скважины «Университетская» в Северном Ледовитом океане, которая может дать девять миллиардов баррелей нефти, Путин назвал компанию Exxon «старым и надежным партнером». По нынешним рыночным ценам девять миллиардов баррелей это примерно 894 миллиарда долларов.
Отвечая вчера на вопрос о перспективах новых санкций, официальный представитель Exxon Алан Джефферс (Alan Jeffers) заявил в телефонном интервью: «Мы оцениваем ситуацию. И мы всегда соблюдаем закон».
Среди других уязвимых международных операторов вторая в мире по размерам рыночной стоимости энергетическая компания Royal Dutch Shell. В числе многочисленных инвестиционных проектов этой гаагской компании в России есть предприятия, использующие передовые методы эксплуатации нефтеносных пластов, позволяющие возродить и даже увеличить добычу на месторождениях советской эпохи, а также осваивать обширные и нетронутые сланцевые пласты.
«Мы продолжаем анализировать последние санкции, чтобы оценить потенциальные последствия для нашего бизнеса, а также взаимодействуем с соответствующими ведомствами, добиваясь полной ясности в этом вопросе, — сообщила по электронной почте пресс-секретарь Shell Кайла Мэк (Kayla Macke). — Мы принимаем необходимые меры, чтобы действовать в соответствии со всеми введенными санкциями и прочими мерами. Мы внимательно следим за ситуацией».
Total, Statoil
Доля ВР в Роснефти, составляющая 19,75 %, является самой крупной прямой иностранной инвестицией в России.
«Мы будем изучать все новые санкции, и конечно же, мы будем выполнять те, которые применимы к нам», — сказал по телефону представитель ВР Тоби Одон (Toby Odone).
Кроме Shell и BP, Россия заключила сделки с такими ведущими нефтяными компаниями Европы как парижская Total и норвежская Statoil из Ставангера. Доля российских скважин в общем объеме добычи Total составляет почти 10 %. Представитель компании от комментариев отказалась.
«Мы пристально следим за этим, — заявил сегодня в интервью в Осло главный финансовый директор Total Торгрим Рейтан (Torgrim Reitan). — У наших позиций в России очень длинный временной горизонт».
В прошлом месяце генеральный директор Statoil Хельге Лунд (Helge Lund) заявил на конференции в норвежском Ставангере, что действующий режим санкций приведет к задержке в реализации некоторых совместных проектов компании с Роснефтью. По словам Лунда, Statoil, которая на 67 % принадлежит норвежскому государству, готовится к более длительным процедурам согласований и утверждений, связанных с экспортом оборудования и предоставлением услуг России.