Atlantico: Проведенные за последние годы в США и Франции исследования продемонстрировали влияние месяца рождения ребенка на его успеваемость в школе. В Америке труднее всего приходится тем, кто родился в июне-июле, а во Франции — тем, кто появился на свет в ноябре-декабре. С чем, по-вашему, связано это давнее явление?
Жюльен Грене: Механизм связан с относительной зрелостью детей, которые родились в разные месяцы года. Когда они идут в подготовительный класс в шестилетнем возрасте, разрыв между детьми, которые родились в декабре и январе составляет 11 месяцев.
Речь идет о целых 15% всего прожитого ими времени, что, как несложно понять, влечет за собой серьезное неравенство в зрелости. Раз тесты и экзамены проходят в четко установленное время, родившимся в декабре детям приходится сдавать их в более раннем возрасте, и, следовательно, их успехи хуже.
Этот разрыв особенно сильно ощущается в подготовительном классе, но он сохраняется и в дальнейшем, пусть уже не в такой степени. Вопреки расхожему мнению, он не исчезает к концу начальной школы и сохраняется даже на протяжение учебы в средних классах. Окончательно все сглаживается только у старшеклассников. Расхождения сохраняются, потому что успеваемость в школе может повлиять на выбор жизненного пути, что особенно важно во время профориентации. Родившихся в декабре ориентируют чаще тем тех, кто родился в январе. В 15-летнем возрасте результаты в учебе отличаются не так уж сильно, но родившиеся в декабре дети остаются на второй год чаще, в два раза чаще, чем те, кто родился в январе. По моим оценкам, в 2010 году на второй год остались 33% 11-летних «декабрьских» учеников против 18% «январских». Эта тенденция сохраняется в независимости от общественного положения ребенка. А повтор года — это один из факторов, которые принимаются во внимание при определении профориентации.
— В какой степени месяц рождения в дальнейшем отражается на наших профессиональных достижениях? Что говорят цифры на этот счет?
— Это в первую очередь влияет на тип дальнейшего образования, ориентацию в сторону профессиональной или общей подготовки. Что касается зарплат, родившееся в декабре люди в среднем зарабатывают на 1% меньше тех, кто родился в январе. Речь идет примерно о 250 евро в год, если отталкиваться от средней зарплаты.
— Получается, что во Франции большинство козерогов и стрельцов испытывали трудности на протяжение всей учебы, а в определенный момент даже были вынуждены остаться на второй год? Что нового дали ваши наблюдения в данной области?
— Можно утверждать, что повтор года несправедливо вредит главным образом самым юным ученикам в классе. Чаще всего на второй год остаются те, кто родились ближе к концу года, хотя это вовсе не означает, что ребенок менее одарен, чем другие. Для этого в классах следовало бы ввести специальные программы.
— Говорят ли все эти исследования о непродуманности учебного года? Как следовало бы реформировать нашу систему образования, чтобы облегчить жизнь тем, кто родился ближе к концу года?
— Месяц рождения следовало бы принимать во внимание во время выставления оценок и профориентации. В Англии детей уже предложили разделять по возрастным группам.
Более радикальное предложение заключается в ведении специального коэффициента для повышения отметок самых юных учеников в начальной школе. Это позволило бы справиться с разницей в зрелости детей. Эти относительные расхождения в возрасте влияют на учеников в разной степени, но если мы хотим, чтобы самые маленькие реже оставались на второй год, такой вариант можно рассматривать.
Это вовсе не обязательно делать открыто, ставить в известность учеников. Преподавателям просто стоит принять во внимание эти моменты. Однако волшебного решения тут все равно не будет, и мы по вполне ощутимым причинам вынуждены собирать детей разных возрастов в один класс.
— Но стоит ли делать это общим правилом? Ведь у родителей может возникнуть чувство вины...
— Факты говорят о том, что родителям не стоит пытаться записать ребенка в школу на год раньше, если он, например, родился в январе. Если он будет самым маленьким в классе, это обязательно отразится на его успеваемости.
Как бы то ни было, на рождаемости все это не повлияло. Ее сезонные свойства связаны в первую очередь с летними отпусками и рождеством. В любом случае, драматизировать ситуацию нет причин: это может серьезно отразиться на направлении учебы ребенка, но мало влияет на его профессиональные достижения, зарплату и трудоустройство.
Главный вывод, который нужно вынести для себя, заключается в том, что родившееся в это время года дети требуют к себе особого внимания. Суть проблемы касается скорее не разницы в зрелости, а последствий в плане профориентации и повтора года. Если учесть эти факторы, все можно исправить.
— Исследования по этому вопросу проводились еще в 1960-х годах. Как так получилось, что у нас сегодня вновь открыли для себя эту проблему?
— В тот момент был сделан вывод о том, что месяц рождения ребенка имеет значение только в начальной школе. Однако никто тогда не задумался о его воздействии на профориентацию, которое на самом деле существует и отличается завидной устойчивостью. Месяц рождения не создает проблем в таких странах как Англия, где детей попросту не оставляют на второй год. Поэтому там его воздействие ощущает на порядок слабее.
Жюльен Грене, сотрудник Национального центра научных исследований, преподаватель в Парижской школе экономики.