Уменьшение объема поставок газа из России — это реакция на реэкспорт российского сырья из Польши на Украину. Газпром еще в июле обещал пойти на такие шаги. Одновременно это форма давления на Еврокомиссию, которая в ближайшие недели должна принять решение о будущем принадлежащего Газпрому газопровода Opal.
В последние недели через пограничную станцию в Дроздовичах польский нефтегазовый концерн PGNiG направлял Украине примерно 4 млн. кубометров газа в сутки. Объем относительно небольшой: около 2% средней суточных потребностей этой страны. Газ на Украину поставляла также Венгрия: около 15 млн. кубометров в сутки. Это стало реакцией на приостановку экспорта газа из России на Украину, произошедшую из-за того, что газовые концерны двух стран ведут спор о многомиллиардных суммах.
Уже в июле Газпром направил предостережение газовым концернам, которые перепродают российский газ Украине, предупреждая, что такая практика может противоречить их контрактам с Газпромом. В связи с этим компаниям, поддерживающим Украину, приходится считаться с риском уменьшения объема поставок. Похоже, что россияне выполнили свою угрозу, поскольку в последние дни объем российского газа, поступающего в Польшу через Белоруссию, упал более чем на 20%. Можно предположить, что такое ограничение соответствует договору между концерном PGNiG и Газпромом. Газовый кризис по этому поводу Польше не угрожает: газохранилища заполнены, а поставки из России пока настолько велики, что вместе с отечественной добычей смогут в ближайшие месяцы покрыть спрос.
Этот удар направлен против Украины. Уменьшение поставок осложнит польской стороне перепродажу газа украинцам (а, возможно, сделает ее невозможной), что в связи с приближающейся зимой может стать для их страны большой проблемой.
На Украине в отличие от Польши газ — это основное топливо, используемое в промышленности. За год неэффективная энергоемкая экономика нашего восточного соседа потребляет 40 млрд. кубометров газа (для сравнения: в Польше эта цифра не превышает 16 млрд.).
Однако ограничение объема поставок в Польшу может иметь и иной контекст. Несколько недель назад украинский премьер Арсений Яценюк заявил, что Россия накануне зимы намеревается остановить транзит своего газа через Украину на Запад. А Газпром поставляет большую часть своего сырья в ЕС именно через территорию этой страны. Такой шаг мог бы заставить Еврокомиссию разблокировать газопровод Opal.
Opal — это идущее через Германию вдоль польской границы ответвление газопровода «Северный Поток». Нормы Евросоюза исключают возможность того, чтобы одна и та же компания была одновременно владельцем газопровода и пользовалась им как поставщик. Но именно так выглядит ситуация в случае Opal’а. Газпрому удалось договориться с Еврокомиссией о частичном отходе от этих правил: в качестве исключения Газпром может пользоваться этим газопроводом, но только на 50%. Такое ограничение, в свою очередь, не позволяет пользоваться полной большой мощностью «Северного Потока». По всей вероятности, россияне рассчитывают, что перспектива холодных батарей и простоя европейских фирм склонит Еврокомиссию смягчить свою позицию в отношении трубопровода Opal.
Однако пока газовая страшилка кажется не слишком действенной. В начале сентября премьер-министр Словакии Фицо (Robert Fico) объявил, что его страна (Словакия покупает у России 100% своего газа, который поступает через Украину) заблокирует новые европейские санкции против России. Он объяснял, что они были бы неэффективны. Спустя несколько дней то же самое повторил премьер Чехии (80% покупаемого ей газа идет транзитом через Украину) Богуслав Соботка (Bohuslav Sobotka). Однако в прошлую пятницу представители стран ЕС утвердили новый санкционный пакет.